Елена Сымон: «Миссия нашего театра - популяризировать классику для детей»

автор:
Дарья Азарова



В интервью журналу MUZHIT актриса театра и кино Елена Сымон рассказала о том, как пришла к профессии, и о работе в музыкальном театре «театр «0+».

MUZHIT: Елена, самый первый вопрос — это как вы пришли к кино и театру? Почему именно творческая профессия?

Елена: К театру я шла всю жизнь, с детства. Это было неотъемлемой частью моего существования. Родители мои были музыканты, оба преподавали, и в то время, когда у меня были школьные каникулы, у них — самый разгар сессии. И вот я, целыми днями в квартире сама с собой инсценировала любимые произведения. То закатывала свадебный пир на кровати, будучи Людмилой, которую вот-вот похитит Черномор, то была Сольвей, ждущей своего непутёвого жениха Пера Гюнта, то Гердой, скитающейся в поисках Кая. При этом для меня всегда был важен костюм, вечно в ход шли все ткани из маминого шкафчика, платки и невообразимые вещи. Если появлялись родители, я заставляла их становиться моими партнёрами в этих театральных импровизациях. Сейчас хочу сказать им спасибо, за то, что никогда не отказывали. Бедная моя мама, вечно ей доставались мужские роли! (улыбается. – прим.ред). Все это через несколько лет привело меня в консерваторию, где я получила вокальное образование.


 


MUZHIT: Вы играете в музыкальном театре Арт-команда «0+». Был ли какой-то спектакль, который вы не смогли сыграть, или который было играть сложнее всего?

Елена: Театр «0+» - это домашний театр, пока не зарегистрированный официально, но мы к этому идём. В общем-то, это первый и пока единственный оперный кукольный театр в России. Эта созданная мной коллаборация появилась тогда, когда я увидела, что и моя дочь явно имеет те же театральные наклонности, что и я. Первым нашим спектаклем был «Гадкий утёнок» - это моноопера Сергея Прокофьева, достаточно сложная для детского понимания, если ее исполнять в том виде, в котором она написана. Сам автор говорил, что это автобиографическое произведение, и язык его довольно непрост. К юбилею С.Прокофьева по заказу музея им.Глинки я и пианистка Людмила Бурова создали новую уникальную версию этого произведения, превратив его в мини-спектакль. В этом моно-спектакле где я пела, а дочь играла. И все это шло целиком под музыку Прокофьева, где мы не изменили ни одной ноты. Спектакль был задуман как кукольный, у нас были наручные куклы би-ба-бо, которые я создала сама. Режиссер Татьяна Пацановская поставила его и, в общем-то, натолкнула на мысль о кукольном оперном театре. С «утёнком» мы много и с большим успехом выступали на разных площадках Москвы. Дочь как партнёр меня никогда не подводила. Следующим спектаклем стала «Кофейная кантата» И.-С.Баха. Мой давний друг, баритон, Павел Быков, поддержал меня, а нашими партнёрами в спектакле стала моя дочка, Алина и куклы, которых я придумала и сшила сама (когда время стало поджимать, в пошивочную работу включилась моя мама). Этот спектакль мы сделали к юбилею фонда «Подари жизнь». Нам даже удалось собрать для подопечных этого фонда какую-то сумму. Потом мы играли кантату с моим большим другом и однокурсником, баритоном Андреем Пичугиным, и одно из выступлений было в знаменитом медцентре им.Димы Рогачева, где живут тяжелобольные дети, некоторые, проходящие химию и лучевую терапию, некоторые почти обездвиженные. Это был, пожалуй, самый тяжёлый спектакль. Перед ним старались не думать об этом, а уезжая, плакали. Но для тех детей это большое событие, врачи говорят, что после таких праздников у пациентов происходит улучшение показателей по анализам. Вот такое чудо.


MUZHIT: При хорошей игре сложно держать постоянно высокую планку?

Елена: Высокая планка для спектакля любой сложности важна. В оперном жанре нужно соблюдать баланс между актерской игрой и пением, чтоб первое не было в ущерб второму. Где драматический актер может закричать или заплакать — голос вокалиста этого не простит.


MUZHIT: Вы играли в детской музыкальной сказке «Кофейная кантанта». Расскажите об этом спектакле.

Елена: «Кофейная кантата» - это произведение И. - С.Баха, написанное в те далёкие времена, когда понятия оперы ещё не существовало. Это первые попытки театрализации светского сюжета в музыке.  Для эпохи раннего барокко характерна довольно тяжёлая форма, которую сегодняшнему неподготовленному слушателю трудно воспринять, а уж тем более, детям. Нашей задачей вместе с замечательным режиссером Дмитрием Исаичевым было, ничего не меняя, придумать более доступный формат. Для этого, как и в случае с «Гадким утенком», мы ввели девочку, служанку-рассказчицу, которую играет моя дочь, и двух кукол, которые иногда включаются в процесс. А ещё мы вовлекаем детей в интерактив. Сейчас «Кантата» выходит на филармонические площадки Москвы и Подмосковья, благодаря появлению в нашем составе известной органистки Юлии Иконниковой.


 




MUZHIT: Сложно играть для детей?

Елена: Миссия нашего театра — популяризировать классику для детей. Поэтому, мы стараемся, чтобы детям было понятно. Даже в либретто меняем архаичные слова на более понятные. Сюжет «кофейной кантаты» мы тоже немного изменили, так как коллизия вокруг запрещённого напитка в 18 веке сейчас малышам кажется надуманной. Мы все превратили в сказку: дочь пьет нелюбимый ее папашей кофе, который в те времена стоил бешеных денег, полностью разоряя отца. А он в свою очередь ставит условие: или никогда не выходить замуж и пить кофе, или наоборот. Конечно, все кончается свадьбой, как и во всех сказках. Мы даже всегда разносим угощения в конце. Общий смысл не изменён, но детали были придуманы с учётом детской аудитории. Дети чувствуют неискренность, поэтому приходится работать на постоянном контакте, а помогает в этом наш проводник — рассказчица, она же сама ребёнок, через нее легче доносить до маленьких слушателей то, что мы хотели бы сказать.


MUZHIT: Как вы относитесь к гастролям?

Елена: Гастроли — это, наверное, самое «вкусное», что может быть в жизни артиста. Новые места, другая публика, сам аромат поездки, предвкушение и подготовка...это счастливый процесс.


MUZHIT: На ваш взгляд, чего сегодня не хватает в театре и в кино?

Елена: Сказать, что в кино и театре сейчас чего-то не хватает...да наоборот, хватает всего, и даже с излишком. Люди ищут новые формы, для кого-то они удачны, для кого-то нет, но ведь искусство необъективно в принципе. Я вижу потрясающие постановки и зарубежом, и в России, иногда попадается российское сильное кино. Ну а плохого и халтурного всегда достаточно.


 


MUZHIT: С кем из актеров интересно было бы поработать?

Елена: Трудно сказать и представить, жизнь такая непредсказуемая. Можно оказаться на одной сцене с кем угодно. Я открыта всему и любая известная личность была бы интересна в совместной работе.


MUZHIT: Было бы интересно попробовать себя в творчестве, но в другом направлении? Возможно, как эксперимент. Если да, то в каком направлении?

Елена: Наша задача сейчас охватить как можно больше площадок, если говорить о театре. Мы работаем и на больших сценах, и планшетных залах без сцены, типа библиотек и центров, вот в январе будет Царицыно и собор святого Андрея. Приходится каждый раз «подгонять» режиссеру спектакль под советующую площадку, мы очень гибкие. А если говорить о моей сольной деятельности, то я бы с удовольствием вышла снова на родную сцену московской консерватории. Очень люблю этот зал.

Столько в жизни приходится пробовать себя в неожиданных направлениях...я очень люблю театр изнутри, его структуру. Несмотря на то, что я, в первую очередь, певица, я с удовольствием осваиваю и смежные профессии — мне приходится и быть режиссером, и декоратором, и костюмы сочинять, и сценографию придумывать, и кукол делать...ну а если бог даст, можно ещё попробовать себя как актрису в драматическом жанре. Ну и то, что я вокальный педагог, и люблю и горю этим делом, стараюсь развиваться и учиться сама — это тоже своего рода творчество, да и плоды своих трудов видно со стороны, а это очень вдохновляет.


MUZHIT: На чьи спектакли сами ходите с удовольствием?

Елена: Я сейчас стараюсь посещать театры довольно часто.  Во-первых, у меня друзья в основных московских театрах, я всегда в курсе их жизни. Так как моя жизнь ежедневно с утра и до вечера сопряжена с музыкой, мне бывает сложно себя заставить пойти в музыкальный театр, жутко устаешь от звуков. Но в Питере всегда иду в Мариинку. С восторгом ходили на летний балетный фестиваль Касаткиной и Василева. Люблю театр Маяковского, БДТ, Мариинку. Из последних открытий — прекрасная и сложная постановка Юрия Бутусова «Пер Гюнт», а в Питере его «Дядя Ваня» произвел очень сильное впечатление.


MUZHIT: Как вы относитесь к продвижению творчества через YouTube? Возможно ли это в театральном направлении?

Елена: Продвижение через Ютуб — это современный способ достучаться до своей целевой аудитории. Я хорошо отношусь к такому роду продвижения, но не считаю нужным заливать спектакли туда целиком. Зачем? Нужен теплый и близкий контакт, глаза в глаза с публикой.


MUZHIT: Какой момент стал отправной точкой для вас в большой мир театра и кино?

Елена: Полагаю, здесь же уместно будет ответить на вопрос, думаю ли я о зрителе во время спектакля? А как же! Нужно постоянно чувствовать, не сорвался ли он с эмоционального «крючка», хорошо ли он понимает, что мы делаем, не заскучал ли. Все время надо контролировать процесс захвата внимания.


MUZHIT: Расскажите о спектакле «Орфей и Эвридика».

Елена: Отправной точкой в мир оперы для меня стал детско-юношеский хор под руководством великолепного и талантливого педагога, Ольги Русаковой. Именно она услышала во мне солистку, она отвела за руку к педагогу по вокалу в институт. А сейчас Ольга Карловна живет в Париже, куда мы с дочкой, которая теперь уже выступает с нами в качестве солистки, уже не только как актриса, этим летом ездили на фестиваль, который она организует. Огромным счастьем было увидеться со своим любимым педагогом во Франции!


MUZHIT: Какие сейчас проекты в работе?

Елена: Спектакль «Орфей и Эвридика» немецкого композитора К.-Ф.Глюка — это совместный большой проект со знаменитым Дворцом Пионеров на Воробьевых горах. Два хора из его филиала, центра культурного и эстетического воспитания «Моцарт», Орфей и его кукловод, баритон Андрей Пичугин, я и моя кукла Эвридика, а также моя дочь, Алина Сымон, дебютировавшая впервые как вокалистка вообще, в роли Амура и замечательный пианист, и композитор Михаил Ченцов — вот такой большой для нашего формата состав. Спектакль мы так же упростили для детского восприятия, оставив основные сцены и арии. Постановку пришлось осуществить практически полностью мне, от режиссуры и постановки танцевальных номеров до изготовления кукол и рисования ширм. Надо сказать, что все декорации и технику мы придумываем и делаем сами, в данном случае — Орфей и Эвридика сами сколачивали и обивали ширмы и арку. В итоге спектакль получился масштабнее, чем мы делали, когда-либо, его уже не привезешь в чемодане, да и участников много. Было бы здорово, если бы этот проект продолжил свое существование и дальше на разных сценах.


MUZHIT: Думаете ли Вы о зрителе, когда выступаете?

Елена: У нас есть ещё один спектакль, он создан немного в другом формате, для публики от 8 лет и старше. Создание его было моей давнишней мечтой, я все никак не знала, как подступиться к нему. Это красивая и грустная биографическая история безответной любви Ганса Христиана Андерсена к оперной приме того времени, знаменитой сопрано Дженни Линд. Сперва нашелся актер на роль Андерсена, и сценарий написался на материалах, давно собранных мной, за пару ночей.

Вместе с Павлом Васильковым, перспективным и талантливым студентом училища им.Б.Щукина, и замечательной пианисткой Людмилой Буровой, мы скомпоновали и поставили эту историю. Жанр очень интересный — музыкально-драматический спектакль, сотканный из музыки Грига, Сибелиуса, Шумана, Доницетти. В нем звучит несколько романсов на стихи самого Андерсена, и вся музыка так или иначе связана или с его сказками, или с ним самим. А моя роль Дженни сочетает в себе не только пение, но и драматическую игру. Каждый в спектакле-солист: и пианист, и оба героя. Нежно люблю этот спектакль и очень хочу играть его как можно чаще.

В работе сейчас сразу несколько проектов, к примеру, сейчас мы совершенно по-другому ставим «Кофейную кантату». Переписываем текст и сооружаем новые декорации, немного меняем сюжет... Дай Бог, в этом году стать официальным театром и получить новые возможности!




Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки:
Алина Сымон 21 октября 2019 22:28

Горжусь! Очень приятно видеть, что от нуля мы смогли достичь нашей дружной командой такого результата, но это ещё не придел. Здорово, что у моей потрясающей мамы, которая очень интересная и ответственная женщина берут интервью! Благодаря этому наша АРТ команда сможет ещё эффективнее и быстрее развивать наше творчество.

ВИКТОРИЯ РУБАЛЬСКАЯ 21 октября 2019 23:59

Вы - потрясающая!! Спасибо вам, Елена за такое интересное интервью!