«Мы становимся базаром»: правила банковского бизнеса от Олега Тинькова

автор:
Роман Васильев


Принципы создания банковского бизнеса, описанные Олегом Тиньковым в интервью и книгах.

В начале апреля Олег Тиньков F 62 объявил, что покидает пост председателя совета директоров Тинькофф Банка, который он занимал с момента основания компании. Его место займет член правления банка Станислав Близнюк. Тиньков также перевел свою долю в материнской компании банка, TCS Group Holding, из прямого владения в семейный траст. О перестановках в совете директоров компании стало известно после того, как американские налоговики объявили Тинькова в сокрытии активов на $1 млрд и уклонении от уплаты налогов, за что бизнесмену грозит в США 6 лет тюрьмы. А сам миллиардер сообщил, что борется с острой формой лейкемии. Именно с желанием сосредоточиться на своем здоровье бизнесмен объяснил решение покинуть пост. 

Менеджмент компании уверяет, что управленческие процессы в банке отстроены и никакого влияния на бизнес уход Тинькова не окажет. Однако некоторые участники рынка указывают, что Тиньков был не просто председателем совета директоров, а харизматичным акционером, «супергероем», который умел продавать идеи инвесторам и сплотить вокруг себя талантливых людей. Тиньков часто говорил о принципах, по которым строит свой бизнес — и в книгах, и в интервью. Forbes собрал главные из них.

Как заработать на банках. В сегодняшнем мире доля производства в ВВП упала, а доля услуг растет. Огромное число банков, инвестиционных фондов, страховых компаний по всему миру оперируют капиталами. Они берут на себя риски, и только при условии, что риски оценены правильно, зарабатывают. Если пофилософствовать, то в бизнесе риски выступают в двух ипостасях: неопределенность (ее невозможно оценить количественно) и непосредственно риски, которые анализируются на основе статистических данных.Теперь у банка огромная база, 7 млн клиентов, мы можем их изучать, смотреть поведение, предсказывать. Поэтому речь уже не про неопределенность, а об управлении рисками. В управлении неопределенностями основной инструмент — сценарный анализ. Сценарии зависят от действий государства, конкурентов, потребителей и так далее. Их невозможно оцифровать. Нужен качественный анализ и подготовка к наихудшему варианту. Если вы понимаете, что справитесь с любым раскладом, значит, недоглядели. Всегда есть наихудший, но маловероятный сценарий, например, ядерная война. (из книги «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире»)

Почему лучше строить с нуля. Перестроить зачастую дороже, чем построить. Поскольку мы строили с нуля, то закупали самое лучшее, последнее. Последние серверы, самый мощный data-центр, где «гуляют» огромные потоки информации, выделенные оптико-волоконные линии и так далее. По большому счёту наш бизнес — не банковский, это скорее математика. Почему у нас более половины работников — люди из Физтеха и мехмата МГУ — математики и аналитики? По существу, наш бизнес — это наука, обработка больших массивов информации, их сопоставление, анализ, тесты. Девиз нашего банка: «Тест. Тест. Тест». Мы ничему не верим на слово, мы всё тестируем. (из книги «Я такой как все»)

Зачем нанимать сотрудников без опыта. Круто нанимать молодых и зеленых, а не опытных, как это принято в традиционных банках. Человек без опыта не понимает, сложна ли порученная задача. Он не говорит: «Это невозможно. Рынок так не работает. Клиенты не поймут», а садится искать решение. Придя в онлайн, мы быстро поняли, что люди с опытом работы в других банках не просто бесполезны, но и вредны для нашей организации. Бывают точечные исключения, но в общем и целом мы сделали ставку на людей из интернет-компаний (Mail.ru, «Яндекс», Rambler, стартапы) и молодежь без опыта. От первых пригодится онлайн-опыт в крупном бизнесе, а вторые – быстро въезжают в банковскую тему за счет интеллекта и приносят пользу как аналитики и технологи. (Из книги «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире»)

О правильной корпоративной культуре. Отсутствие жестких вертикалей приводит к демократичной корпоративной культуре, которой мы гордимся. Нет интриг и чинопочитания. Есть свобода и ответственность. Если человек накосячил, мы ему прощаем первый и второй раз, а в третий — прощаемся. (из книги «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире»)

Как строить команду. Раз в год я с ключевыми членами команды езжу отдыхать за границу. Мы заложили эту традицию ещё в «Дарье», когда съездили на Бали и Гавайи. Обычно снимаем огромную виллу, чтобы не жить в отеле, а чувствовать локоть, братство, едем с жёнами, реже – с детьми. Всё оплачивает компания. Там убирают-готовят, а главное – жёны общаются друг с другом и видят, с кем их мужья проводят время на работе, куда и для чего они уходят по утрам. Ничто так не сплачивает коллектив, как такие корпоративные выезды. <...> (Но) Корпоративным отдыхом нельзя злоупотреблять. Есть компании, которые устраивают такие поездки 2-3 раза в год, пытаясь развить в сотрудниках лояльность. В «Петросибе» я делал то же самое. Таскал топ-менеджеров и их жён с собой. Я на лыжах – они на лыжах, я на катер – они на катер. Это неправильно. У людей должно быть личное пространство. (книга «Я такой как все»)

Что нужно делегировать вниз. Когда развиваешь много продуктов, невозможно добиться погруженности топ-менеджеров во все вопросы. Дело акционеров и топ-менеджеров — стратегия, а тактику необходимо спустить вниз. Если команды наделены правом решать, первые лица вовлекаются только в спорных случаях. (из книги «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире»).

Какая статистика нужна. «Мы изначально стремились собирать максимально точные и полные данные о работе банка, чтобы все менеджеры были обеспечены информацией для принятия дельных решений. Первый статистический отчет, статреп, сделан в конце 2007 года и каждый день выходит уже 10 лет. Он агрегирует статистику, финансы, риски, минимум наиболее ключевых показателей. Годами получалось уместить все самое ценное на один лист A4. Стараемся и дальше сохранять компактность, но уже с легко доступными детализациями. (из книги «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире»)

О вкладе брендинга. Наша сила – в переплетении инженерных мозгов с физтеха, мехмата, ВМК, Бауманки, МИФИ, ИТМО с моим пониманием брендинга, которое пришло из обучения в Беркли и маркетинга предыдущих бизнесов: «Техношок», «Дарья», пиво «Тинькофф». Там я крепко усвоил значение эмоционального отношения к бренду. С одной стороны, математика, автоматизация, технологии, процессы. С другой стороны, эмоции, реклама, соцсети, PR. На этом симбиозе и случилось счастье под названием Тинькофф Банк. А большинство банков либо про математику, либо про бренд совсем не думают. (из книги «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире»)

Как правильно зарабатывать. Есть много подходов: компания находится в инвестиционном цикле, а потом пожинает то, что инвестировала: два года инвестировать, три – стричь купоны. Но это больше удел промышленных компаний. И, как правило, после трех лет стрижки купонов идет падение: ты недоинвестировал в технологию и персонал. Есть компании, которые находятся в постоянном инвестиционном цикле (обычно из IT-сектора). Мы в ближайшие годы не закончим инвестировать, потому что хотим, чтобы компания стоила в два-три-пять-десять раз дороже. Акционеры должны получать прибыль не в виде дивидендов, а в виде роста капитализации. Это наше отличие от многих коллег – мы не живем сегодняшним годом (из интервью газете «Ведомости», ноябрь 2016 года)

О превращении банков в «базары». Мы тоже верим в экосистему. Очевидно, человеку нужно получать все финансовые услуги в одном месте, как в торговом центре. И на банковском рынке выиграет тот, кто вокруг своего бренда построит центрифугу, вовлекающую новых клиентов и зарабатывающую на старых. Tinkoff.ru и есть торговый центр. Мы становимся площадкой, супермаркетом, базаром. Продаем свой товар и предоставляем свои полки партнерам и конкурентам. Мы не собираемся отбирать у них клиентов. Посыл такой: «У тебя уже есть банк. Отлично! Люби его. Но у нас на Tinkoff.ru с помощью его карты делай любые платежи бесплатно».Точных аналогов того, что мы строим, в мире нет. Вбираем черты от проектов разного типа: лидогенерация (Bankbazaar.com; Lendo.se), экосистема электронной торговли (Rakuten.com), сравнение услуг (MoneySuperMarket.com), маркетинговый интерфейс (Virgin Money). До 2022 года мы по-прежнему будем зарабатывать на кредитных продуктах больше, чем на комиссионных, но моя мечта сделать так, чтобы 90 процентов выручки давали источники, не связанные с кредитованием. Так случится, если Tinkoff.ru укрепится как финансовая экосистема и цифровой супермаркет.  (из книги «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире»)

Убьют ли финтех-стартапы банки? На Западе просто случился хайп на финтехе. Понятно, в той же Великобритании рынок устал от старых банков типа Barclays и Lloyds. Их реально ненавидят потребители за неудобство, комиссии, очереди. А здесь пришли ребята, знакомые с современным дизайном, и пообещали, что будут конкурировать. У них есть опыт продажи бизнеса, делают красивые презентации, молоды — убедительная история. В кавычках. Инвесторы немножко расслабились и переоценили способности этих новых компаний приносить прибыль. Потом они, конечно, поняли, что нормально зарабатывать можно только на кредитах и других сложных продуктах, а на платежах и переводах это крайне сложно. Но кредитный бизнес требует знаний, нахрапом его не возьмешь, в конце концов нужен капитал. Поэтому я не верю в финтех-стартапы как отдельное явление. Они не убивают банки, а делают их сильнее. Переворачивают отрасль, обращая внимание на свежие идеи.  (из книги «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире»).


Источник: Forbes


Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: