Елизавета Томас: «Всё гениальное случается на стыке направлений»

автор:
Кристина Миронова


В эксклюзивном интервью журналу МУЗХИТ LIVE певица и автор песен Елизавета Томас рассказала о своем карьерном пути, чувстве вкуса и вдохновении.

МУЗХИТ: Елизавета, Как Вы думаете, с чего начинается творческий процесс? 

Думаю, что в сознательном возрасте созидание начинается с момента, когда тебе есть что сказать, когда образы твоего внутреннего мира рвутся наружу -  у человека появляется потребность поделиться своим мировоззрением, пониманием жизни. Полагаю, что отправной точкой может быть, как некий внутренний импульс, так и сознательное решение. 

Однако творчество начинается гораздо раньше – каждый маленький ребенок, если не мешать его естественному развитию – гениальный творец, черпающий вдохновение из чистого божественного источника. Считаю очень важным внимательно следить за склонностями ребенка с самого раннего возраста – именно в детстве, человек, чье сознание не искажено социальными паттернами, может мыcлить и проявлять себя свободно. 

Мне очень нравится высказывание прекрасного мультипликатора Юрия Норштейна: «Самый гармоничный человек – тот, который адекватен себе». Так вот дети наиболее адекватны себе. Сейчас люди очень часто задаются вопросами поиска себя, думаю, что наиболее точный ответ можно получить, обратившись именно к своим детским годам. 

МУЗХИТ: Как Вы пришли в мир музыки?

На моем пути с самого начала были проводники. Во-первых, папа –настоящий меломан, который привил мне вкус к хорошей музыке, преимущественно к джазу и блюзу.  В музыкальной школе у нас была великолепный хормейстер, истинный профессионал своего дела  – Ольга Николаевна Бурова, основатель признанного на мировом уровне камерного хора «Озарение». Именно она во время наших занятий академическим вокалом, вдохнула в меня веру в себя в музыке. Мой муж – настоящий знаток рока, открывший для меня её вселенную, с ним я начала осваивать гитару; кроме того, у нас есть дуэт – вокал, клавиши и гитара. 

Мне посчастливилось непродолжительное время учиться в Московском Колледже Импровизационной Музыки, где моим педагогом был основатель акапельного джаз, поп и рок коллектива Jazz Friends A Cappella Band, известный педагог, вокалист Владимир Евгеньевич Сидоркович, ушедший в прошлом году. Тот факт, что после прослушивания он взял меня в ряд своих учеников, не мог оставить меня равнодушной.

Одним из моих наставников был Дали Саттаров – музыкант и вокалист от Бога – показал мне, что такое настоящая свобода в музыке, на волне которой я и смогла написать свою первую песню (Liza Thomas – «Jane»). Сейчас я сотрудничаю с невероятно талантливой и яркой певицей, автором и педагогом Ириной Родионовой (Txrolla), которая помогает мне осуществить мои творческие планы. Ни один человек не может развиваться и творить в вакууме, стараюсь быть открытой новым знаниям, людям и проектам.




МУЗХИТ: Как Вы написали свою первую песню? 

Писать стихи я начала в четыре года, а к созданию песни пришла несколько лет назад. Если работа с текстом не вызывала вопросов, то композиторское искусство для меня всегда было чем-то за гранью фантастики, хотя музыкальный опыт уже был. В один момент я подумала: «Ну как-то же люди это делают?», за 15 минут в метро написала мелодию к написанному тексту, дома воплотила в инструменте. 

Вторая песня родилась за сутки просто решением её написать. В моем случае сам процесс создания может быть очень быстрым. Однако любое начало относительно – созидание – это не просто факт рождения чего-то нового, но огромная подготовительная работа мозга, который, словно пазл, складывает весь предыдущий опыт, впечатления, образы и выдает готовый результат. А после – большая работа по шлифованию, совершенствованию произведения. 

МУЗХИТ: Как Вы думаете, что самое главное для музыканта?

Думаю, что на первом месте, как и для любого другого представителя творческой среды стоит чувство вкуса, умение отличить подлинное от напускного. Кроме того, важно умение и желание постоянно развиваться, не только в своем деле, интересоваться миром. Всё самое гениальное случается на стыке направлений.

МУЗХИТ: В связи с этим, как Вы считаете, чувство вкуса – это врожденное или приобретенное качество? И чем Вы увлекаетесь помимо музыки? 

Мне сложно сказать, так как красота и общее стремление к прекрасному окружали меня с рождения. Мой папа – писатель, сценарист и арт-директор, мама – художник и реставратор. Если говорить обо мне, по образованию я культуролог (Московский Государственный Лингвистический Университет) и теолог (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет). Работала гидом-экскурсоводом в галерее современного искусства на Солянке, писала статьи на социокультурные темы, помогала в организации выставок, практиковалась в журналистике. 




МУЗХИТ: У Вас много красивых профессиональных фотографий, Вы в том числе и профессиональная модель?

Мой путь в мир моды открылся, когда в 18 лет меня заметил скаут из агентства Славы Зайцева. Я отучилась в школе моделей и прошла в его состав, но продолжила самостоятельный путь. Смогла поработать в Китае (Шанхай), Индонезии (Джакарта) и Италии (Милан). Вообще, мода со мной всегда шла по соседству. Преображения манили с самых ранних лет – изводила мамину помаду и атаковала гардероб родителей. Занималась в Доме Актера на Арбате. В первый раз оказалась на подиуме в четыре года – с важным видом отвергла сопровождающую взрослую модель и гордо зашагала по подиуму.  

Кроме того, мода представляет для меня огромный исследовательский интерес – в своем дипломе я рассматривала моду как социокультурное явление на примере английских женщин-модельеров XX века (Вивьен Вествуд, Мэри Куант, Зандра Роудс). Удивительно, насколько переплетена мода, политические и исторические события, общее развитие культуры. Не так давно я работала в Высшей Школе Стилистики, где мне посчастливилось брать интервью у замечательных педагогов, проводников мира моды. 

МУЗХИТ: Ваше самое значимое достижение в модельной сфере? 

Скорее даже не достижение, а исполнение мечты. Когда я только делала первые шаги, в своем воображении – уже работала в Милане, Италия манила меня как никакая другая страна. Однако сначала меня ждал Шанхай, а потом Джакарта. После некоторого перерыва в заграничных контрактах, я просто сказала в воздух: «Вот бы поработать в Милане. Следующей весной». 

Внешне могло показаться, что ничего конкретного для достижения этой цели на этом этапе я не делала, даже внутренне как-то «забыла». Зимой меня находит агентство, а в марте я уже в Милане. Думаю, что иногда нужно просто отпустить ситуацию. У меня в жизни очень часто случалось так, что всё самое лучшее и именно «моё» находило меня само. Наверняка, так случалось у многих. По моим наблюдениям, такое случается, когда тебе просто интересно жить, когда ты сам себе интересен. Жизнь в ответ начинает интересоваться тобой.  

МУЗХИТ: Что для Вас вдохновение? 

Пожалуй, в первую очередь – состояние наполненности, радости. Здесь я согласна с Юрием Шевчуком, который сказал, что «невозможно творить во зле». Поняла, что я не могу создать ничего достойного, находясь в деструктивном состоянии духа. Стихи, написанные мной в подобном настроении, сейчас не вызывают у меня никаких положительных эмоций.

Кроме того, вдохновение – это нацеленность на результат. Процесс работы над конкретной задачей, в ходе которой и могут возникнуть озарения. Самое интересное, что ответы на поставленные вопросы, как правило, приходят, в моменты «между», когда ты отпускаешь себя, отвлекаешься, просто встаешь из-за стола, но подсознательно помнишь о своем деле. Мозг удивительным образом сам «достраивает» картинку, находит нужные ключи, сканирует внутренние резервы и информационное поле вокруг.

Так что третий компонент вдохновения – свобода. В первую очередь от ограничивающих убеждений, которые, так или иначе, есть у каждого человека. Лишь сняв шоры, оторвавшись от собственного негативного опыта (получив из него нужные уроки), отбросив общественные предрассудки, можно совершить прорыв. 




МУЗХИТ: Как человеку мира творчества найти свою стезю?

Я сама нахожусь в поиске, думаю, что, когда человек уже всё для себя находит – его развитие останавливается. Человек – существо динамическое – он либо прогрессирует, либо находится в регрессе. Другой вопрос, что, конечно, развитие может происходить в определенных направлениях (вполне изменяющихся в течение жизни). Их выбор может зависеть от общей устремленности человека на данный момент, внутреннего «щелчка» на тот или иной жанр, стилевое направление, если говорить конкретно про музыку. 

Умение слышать свои творческие потребности – ключевой момент. По моим наблюдениям – существует два пути – извне внутрь и изнутри наружу.  Первый путь – настоящая заинтересованность окружающим миром, в котором обязательно найдется созвучное твоей душе, появится потребность созидать, чтобы вновь отдать миру. Второй путь – максимальная концентрация на своей творческой жизни. Парадокс заключается в том, что концентрация на себе рождает искренний интерес к миру, в котором ты забываешь себя, становишься частью общего созидательного процесса. Думаю, что это и есть настоящее творчество. 




МУЗХИТ: Как артисту найти свой узнаваемый почерк? 

С одной стороны, фирменный стиль не может быть навязан извне, искусственно придуман в угоду публике. С другой – опираться исключительно на собственные представления человека о себе, игнорируя отклик людей. 

В этом смысле мне очень нравится пример Элвиса Пресли. Вспоминая Элвиса, одним из первых приходит на ум его фирменное «дрыгание» ногами. Так, на одном из концертов он заметил, что именно это движение вызывает у публики бурю эмоций. Он стал повторять его раз за разом, что привело зрителей в состояние неописуемого восторга.  

Кроме того, начиная свой путь на сцене, он как губка впитывал в себя стилистические приемы, поведение на сцене, манеры любимых артистов и творчески преобразовывал их в своих выступлениях. Его невозможно было упрекнуть в слепом копировании, все заимствования становились частью его неповторимого образа. Всё начинается с обращения к лучшим образцам, мастерам своего дела. 




МУЗХИТ: В каких музыкальных направлениях лично Вам было бы интересно развиваться, на кого Вы ориентируетесь? 

В плане женского вокала и стилистических направлений хотелось бы отметить несколько исполнительниц, к которым я испытываю особую симпатию. В мире джаза – Diana Krall – обладательница пяти премий «Грэмми», канадская певица, начинавшая свою карьеру как пианист, с первых нот дает понять, что такое настоящий профессионал – непревзойденный стиль в каждом звуке. Королева блюз-рока – Beth Hart – сумасшедшая экспрессия, пробивающий насквозь вокал. Я очень прониклась южноамериканской певицей Lera Lynn, чьи песни звучат во втором сезоне «Настоящего детектива» – чувственный инди-рок, обволакивающий голос. 

Если говорить про мои авторские песни, то почти все слышат в них скандинавские или кельтские мотивы, отголоски средневековых баллад, этнику, обращение к героическому эпосу, мифам, сказаниям. Для меня это было огромным открытием – очень трудно охарактеризовать своё творчество, тем более что никакой конкретной задачи написать именно в таком стиле у меня не стояло. Некоторые вещи лучше видны на расстоянии и через призму чужого видения. 

МУЗХИТ: Как Вы думаете, что может помешать творческому процессу? 

Лично для меня, пожалуй, есть два врага: внешний и внутренний. Во-первых, мне очень сложно что-то создать, будучи ограниченной четкими рамками, навязанными извне алгоритмами действий, бездушной системой или авторитарным давлением извне. Во-вторых, при отсутствии осязаемой цели, созидательные ресурсы распыляются впустую, сложно говорить о каком-либо движении вперед. Получается, что, с одной стороны, нужна свобода от внешнего прессинга, а с другой – умение самостоятельно двигаться по направлению к своей мечте. 

МУЗХИТ: Какой самый лучший совет вы получали?

Из последнего. Недавно посмотрела документальный фильм про группу Genesis, где гитарист группы Майк Резерфорд сказал: «Никогда не стоит недооценивать свои силы или возможности. На каждом этапе своей жизни я видел людей, которые умнее и лучше меня, но меня это не останавливало. Я всегда говорю молодежи: не ограничивайте себя в своих стремлениях. Если хотите сделать что-то стоящее – изменить мир… то всё в ваших руках».  


фото: личный архив
Инстраграм: Елизавета Томас




Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: