Екатерина Карасева: «Сильные впечатления можно выплеснуть при помощи красок»

автор:
Кристина Миронова


В интервью журналу МУЗХИТ LIVE художник Екатерина Карасева рассказала о живописи, социально-языковом проекте про котов, а также о том, почему выбор упал именно на искусство.


МУЗХИТ: У вас на сайте прекрасные холсты с живописью. Это ваши рисунки?

Да, это моя живопись. Меня всегда охватывали сильные впечатления, и ещё в детстве поняла, что при помощи красок можно выплеснуть их наружу. И не только выразить, но и осознать, осмыслить опыт. Процесс этот полу-интуитивный, напоминающий работу подсознания во время сна.


МУЗХИТ: Расскажите о вашем социально-языковом проекте про котов? В чем суть проекта?

Проект посвящён совместному поиску пропавшего Герменевтического Кота. Герменевтика – это как наука толкования текстов, так и способ понимания, считывания окружающей среды. У каждого человека, так или иначе, существует своё понимание вещей. В связи с этим зачастую мы можем неверно истолковывать поступающую информацию, а порой и вовсе трактовать её в противоположном значении. Мой проект направлен на тренировку гибкости ума. Каким же образом я хочу этого добиться? По городу будут расклеены объявления о пропаже Кота. Но в данном случае мы ищем не просто сбежавшее животное, а некоего лирического персонажа, что уже вызывает диссонанс. На самом объявлении представлено изображение и изречение этого Кота, где образ и текст работают в паре. Например, огромный Кот точит когти о небо, а в это небо упирается многоэтажный дом. Внизу надпись: «небоскрёб». Что одновременно может означать как действие Кота, так и являться обозначением предмета. По QR коду можно будет попасть на сайт, на котором будет множество подобных визуально-письменных высказываний. И возможно, погружаясь в поиски Кота, люди смогут лучше узнать себя, будут более внимательно относиться к своей речи, смотреть на окружающий мир, не цепляясь за укоренившиеся понятия и станут лучше понимать друг друга.


МУЗХИТ: На вашем ютуб-канале множество роликов? Какой самый для вас особенный? 

Пожалуй, самое особенное видео для меня – это передача для моего фейкового телевидения «Спят усталые игрушки» под названием «Кто живёт в лесу». Это документальный фильм, повествующих о людях, ушедших из дома, поселившихся в лесу в горах Утришского заповедника. На протяжении многих лет я приезжала к ним в «гости» в разные времена года, и смогла изнутри увидеть их жизнь, кардинально отличающуюся от жизни человека, живущего в социуме. Особенно отмечаю этот фильм ещё и потому, что этим летом большая часть заповедного леса сгорела, и того, что мы видим на кадрах, больше не существует.


МУЗХИТ: Екатерина, почему все-таки видеоискусство, и как вы к этому пришли?

Меня заинтересовало видеоискусство, потому что оно, как мне кажется, вытекает из изобразительного, всегда меня интересовавшего. В идеале каждый кадр должен иметь композиционную выразительность, захватывать дух, только в видео добавляются ещё слои новых смыслов, выражаемых посредством сюжета, игры актёров или вдумчивого взгляда в реальных персонажей, при съёмке документального кино. Чтобы обучиться этому, я поступила в Школу фотографии и мультимедиа им. Родченко, где нас обучали обширным навыкам работы с видео, светом, звуком и пр. Преподаватели делились своим опытом и вдохновляли нас, за что хочу выразить им огромную благодарность!




МУЗХИТ: Из всех Ваших проектов, какой особенным был?

Все проекты были особенными. Раз уж нужно что-то выделить, пусть это будет реклама лосин, которую мы снимали с молодым талантливым дизайнером одежды Настей Песец. Задача состояла в том, чтобы сюжет выражался при помощи женских ног и мужских рук. Да так, чтобы это было изящно, драматично и при этом не пошло. В съёмках участвовала замечательная спортсменка Маруся Ткаченко, которая с лёгкостью смогла вжиться в роль трепещущего осьминога, нежной капусты и пр. Очень интересно изобретать в узко ограниченных рамках. Ни слов, ни лиц, только части тела и работа с пространством. 

МУЗХИТ: Какой режиссер вас больше впечатлил?

Очень сильное впечатление на меня оказал режиссёр Артур Аристакисян. И не только его проникновенными картинами. Создаётся ощущение, что сама его жизнь является одним большим фильмом. Проводя встречи со студентами, на которые может прийти любой желающий, он погружает людей в особое состояние. Он показывает фотографии и кадры из фильмов и призывает к чувственному анализу, беседуя с публикой. Рассуждения, длинные паузы, предположения о том, что ощущают эти персонажи, молчание. Своеобразное живое кино, героями которого становятся все присутствующие.


МУЗХИТ: Лучший фильм который вам запомнился за последние 3 года?

Из фильмов последних лет, вышедших в широкий прокат, впечатление произвёл фильм датского режиссёра Томаса Винтерберга «Ещё по одной». В картине очень тонко показана жизнь, без приукрашивания, но с присущим ей шармом. Идея фильма раскрыта широко и разносторонне. 


МУЗХИТ: Какие творческие планы в ближайшее время?

Меня ждёт монтаж фильма «Здесь мог бы быть человек», снятого в деревне во время пандемии. Также намечаются документальные съёмки о людях, занимающихся восстановлением русских традиций, популяризирующих игру в лапту и занимающихся скульптурной резкой по дереву.


МУЗХИТ: Режиссёр на все времена?

Это Робер Брессон. Считаю его картины эталонными. В них есть всё: и завораживающая глубина и гармония изображения, и вечно актуальные мысли о человеческом внутреннем мире, о силе духа, о влиянии общества на личность. Фильмы полны сочувствия, сопереживания. Всё это показано тонко, метафорично, поэтично и точно. Как бы ни изменялся наш мир, эти темы всегда остаются насущными.




МУЗХИТ: Вам ближе театр или кино?

Конечно, мне интересней и ближе кино. Однако хорошие театральные постановки тоже люблю. Тут надо знать на что идти, выслушав компетентные мнения. 


МУЗХИТ: Бывает творческий кризис? Как на ваш взгляд его преодолевать?

Раньше мне казалось, что нет. Но однажды, что очень меня удивило, я перестала получать удовольствие от живописи. А делать что-то без удовольствия – это неприемлемо для меня. Тогда я переключилась на графику, видео и пр. Замечаю, что для того, чтобы вдохновение оставалось живым и свежим, нужно периодически сменять, чередовать род занятий. Также отличным лекарством является природа, прогулки, созерцание и танцы.


МУЗХИТ: На ваш взгляд, чего сегодня не хватает в киноиндустрии?

Мне кажется, киноиндустрии не хватает выразительности, сюжетного разнообразия и глубины.


МУЗХИТ: Было бы интересно попробовать озвучить мультфильм?

Был опыт создания мультфильма, в озвучивании которого принимал участие профессиональный актёр Сергей Рассохин-Радонецкий. Было очень увлекательно и приятно с ним работать, мы хорошо друг друга поняли. Результат очень порадовал.




МУЗХИТ: Как вы относитесь к актерам без профессионального актерского образования? Насколько это важно сегодня?

На этот вопрос сложно ответить однозначно. Тут скорее зависит от личных качеств человека. Встречаются люди с необыкновенной лёгкостью способные выражать широкий спектр переживаний. Они могут быть очень разными и не стесняются это выражать. Хорошо конечно, когда человек обладает минимальной актёрской грамотностью, начитан, умеет слушать и знает, как подготовить себя к работе.


МУЗХИТ: Какой самый лучший совет вы получали?

Это совет, который в детстве дала мне мать: «Всегда думай своей головой».


МУЗХИТ: Самый серьезный вызов, который вы себе бросали?

Почему-то первым делом приходит на ум момент, когда я сама участвовала в роли модели в проекте Андрея Исакина. Мне нужно было позировать в проруби. А холод я переношу крайне болезненно. Сперва я практиковалась в ледяной ванной, отчего трепет только усилился. Это казалось мне безумием, но решительность оказалась сильнее. И у нас всё отлично получилось. 




МУЗХИТ: Каким своим качеством вы гордитесь?

Гибкость. Она всегда мне помогает в наши изменчивые дни.


МУЗХИТ: Интересно было бы попробовать себя вне творчества?

Я очень люблю пить китайский чай. Мне безумно нравится эта эстетика. И продвижение чайной культуры, распространение чая, передача знаний о тонкостях заваривания – это то, чему посвящаю немалую часть своей жизни. И честно говоря считаю, что всё, чем бы человек ни занимался, является творчеством, осознаём мы это или нет.

Фото: Личный архив


Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: