Актер Александр Волков-Знаменко: Важно быть с кинорежиссером на одной волне

автор:
Дарья Азарова



В эксклюзивном интервью редакции журнала МУЗХИТ актер театра и кино Александр Волков-Знаменко рассказал о том, важны ли навыки в кино, о миксе мюзиклов, основанных на русских сказках, а также о том, как важно быть с кинорежиссером на одной волне. Кроме того, актер поделился ближайшими планами сыграть в спектакле по произведению Альфреда де Мюссе «История белого дрозда» и возобновлению работы над постановкой «Дядя Ваня» по пьесе Антона Павловича Чехова. 


МУЗХИТ: Александр, как вас жизнь связала с актерской профессией?

Александр: Дело в том, что мои родители работали в театре. Мама и сейчас служит в театре Музыкальной комедии. Естественно, что я все детство проводил в театре. Иногда даже брал с собой в театр домашние задания, заданные в школе, как-то пытался успевать их делать в антракте и перед началом спектакля. Мне очень нравилось смотреть веселые, яркие, музыкальные спектакли, поэтому, когда заканчивал школу, понял, что, так или иначе, хочу связать свою жизнь с искусством. 

Поскольку я был «отравлен» музыкальным театром, то первая мысль была поступить в музыкальное училище на вокальное отделение. Но судьба распорядилась так, что я поступил в Театральную Академию на драматический факультет. И совсем об этом не жалею.


МУЗХИТ: У вас достаточно много навыков, среди которых: верховая езда, фехтование, ролики, фигурное катание, танец, вокал. Какие-то из них пригодились в исполнении ролей в кинопроектах или театре?

Александр: Вокал для меня - это не навык. Это моя профессия. Несмотря на то, что я не заканчивал учебное заведение как вокалист, я всю жизнь занимаюсь вокалом. Сначала в институте, потом частным образом у разных педагогов. Работаю в музыкальных театрах и в мюзиклах. А что касается остальных перечисленных навыков, то да. Многие из них использовались мной в спектаклях и в кино. Фехтование, например, входит в курс сценического движения в театральном институте. Кроме фехтования там и сценический бой, падения, жонгляж, работа с предметом и много всего другого, что связано с владением своим телом. Ролики и коньки - это мое хобби. Активный отдых. В театре «Балтийский дом» в спектакле «Маленький принц» пришлось кататься на роликах. А танец присутствует почти в каждом спектакле. Сейчас время синтетического театра, поэтому любой навык может пригодиться. Формат сериалов и фильмов, например, для канала НТВ предполагает драки и падения, поэтому сценический бой, который нам преподавали в академии, к слову сказать, на очень хорошем уровне, был на съемках совсем не лишним.




МУЗХИТ: Расскажите о мюзикле «Лукоморье». 

Александр: Мюзикл «Лукоморье» — это мюзикл московского продюсерского центра «Триумф». На протяжении трех лет эта компания приезжала в Петербург на новогодние праздники и привозила свои постановки. В целях экономии не везли московских артистов, а проводили кастинг в Петербурге. И «Триумфу» выгодно, и нам приятно, что можно поучаствовать в московских проектах, оставаясь при этом дома. В основе этого мюзикла лежат русские сказки. 

Соответственно, там есть и Кощей, и Баба Яга, и богатыри с царевнами. Я в этом мюзикле играл Князя Гвидона. Создатели мюзикла решили пофантазировать на тему русских сказок. И в основу взяли произведение Пушкина «Руслан и Людмила». Только самих героев Руслана и Людмилу они перенесли в другой свой мюзикл «Черномор», а в «Лукоморье» оставили Ученого кота и добавили таких персонажей как внучка Бабы Яги, Леший, Морская владычица и других.

В лучших традициях русских сказок злой Кощей похищает царевен, а наши герои-богатыри идут их спасать, преодолевая всякие трудности. Мюзикл очень веселый, красочный. С интересным видео-контентом, оригинальной музыкой и заводными танцорами. Кроме того, там есть и другие неожиданные спецэффекты. Всем рекомендую.


МУЗХИТ: В каком городе особенно тепло публика принимала спектакль? 

Александр: Городов было настолько много, что сложно вспомнить город, где был особенный прием. Могу только сказать, что в глубинке спектакль принимают гораздо теплее, чем в Москве и Петербурге. То, что всплывает в памяти - это спектакль в Иркутске, где на нашу постановку пришел автор пьесы Степан Лобозеров. Он живет в той области. Кстати, в оригинале пьеса называется «Семейный портрет с посторонним». Эта пьеса довольно много ставится по стране. Уже даже можно сказать, что и она, и автор стали легендарными. Поэтому, когда он вышел на сцену, зритель был в восторге. Да и актеры, как мне показалось, тоже. Нина Николаевна Усатова стала рассказывать о своей любви к пьесе, к спектаклю и настолько расчувствовалась, что даже всплакнула. А Степан Лукич подарил Александру Панкратову-Черному сборник своих пьес.




МУЗХИТ: Как публика приняла его там и в России? Есть какая-то особенная разница в восприятии спектакля публикой?

Александр: У меня ощущение, что больше, чем «Любовь - не картошка», ни один спектакль не ездит. Возможно, я ошибаюсь. В постановке спектакля «Сирано де Бержерак» принимал участие не только Сергей Безруков, но и Александр Синотов. Насколько я знаю, он и был идейным вдохновителем постановки. Александр Синотов был именно режиссером-постановщиком. Одним из его условий было участие Сергея Безрукова в роли Сирано.  Я в этот спектакль ввелся как раз на гастролях в США. Моя премьера была в Нью-Йорке. Какой-то особенной разницы в приеме между Россией и США я не заметил. Прием всегда был очень теплый. Я бы даже сказал, жаркий. Для антрепризного спектакля постановка не просто очень качественная, а можно сказать гениальная. Да и не только для антрепризного. После того, как Сергей Безруков стал художественным руководителем Московского Губернского театра, этот спектакль перешел к нему в репертуар театра. В США мы работали для наших эмигрантов. Там не было никакого экрана с синхронными титрами с переводом или наушников. Из чего можно сделать вывод, что почти все зрители понимали русский.  Конечно, как мне кажется, чувствовалось, что эмигранты скучают по русским артистам. После спектакля в Нью-Йорке к нам подошла девушка, которая приехала в Нью-Йорк из Казахстана. Мы были в Нью-Йорке три дня, и все три дня она нам проводила экскурсии по городу. И даже договорилась с однокурсниками о проведении нами мастер-класса в театральной студии, в которой она училась. Так сказать, познакомили будущих американских артистов с русской актерской школой. С 2004 года я гастролирую. И по моим наблюдениям самый требовательный и сдержанный зритель в Петербурге.


МУЗХИТ: Затронем немного тему гастролей. Гастрольная жизнь надоедает? Сложно ли семейному человеку часто бывать на гастролях?

Александр: Длительные гастроли надоедают. У меня даже был период, когда я стал отказываться от некоторых гастролей, настолько накопилась усталость. Да и с семьей не хотелось расставаться. Все познается в сравнении, конечно. Для меня две недели - это длинные гастроли. В то время как балетные труппы гастролируют по полгода. Наверное, кому как. Мне трудно быть долго в разлуке с семьей. Если бы я был не семейным человеком, то, наверное, гастроли наоборот были бы для меня разнообразием. Кроме того, для меня очень важно высыпаться. Только тогда я чувствую себя в форме. А гастроли бывают разные... Когда ты вечером отыгрываешь спектакль, потом у тебя самолет в 2 часа ночи, приезжаешь в аэропорт, а его с 2-х часов ночи переносят на 7 утра. При этом на следующий день тоже спектакль. О каком отдыхе и высыпании может идти речь?


МУЗХИТ: Вы достаточно много занимаетесь в спортзале. Этого требует профессия или это образ жизни? Что вы получаете в зале кроме подтянутой физической формы? Есть какая-то разрядка или наоборот мотивация в занятиях?

Александр: Ну....я бы не сказал, что много занимаюсь. Хотелось бы больше. Конечно, профессия этого требует. Но мне и самому это нравится. Когда ты чувствуешь свои мышцы - это приятное ощущение. Спина подтягивается. Исчезает сутулость. Если есть негативные эмоции, их можно выплеснуть. 

Особенно беговая дорожка помогает. Пробегаешь в этом случае больше, чем планировал. Кроме того, в том спортзале, в который я хожу, есть и сауна, и бассейн, и хамам. После тренировки это особенно приятно. Это что касается разрядки. А мотивация в том, что, помимо подтянутой физической формы, нужной для сцены и экрана, постепенно наступает тот возраст, когда спортзал необходим и для жизни. Когда тебе до 30 лет или слегка за 30, то тело и при небольших физических нагрузках подтягивается. А к 40 уже есть ощущение, что если не будешь держать физическую форму, то очень скоро обрюзгнешь.




МУЗХИТ: Вернемся к теме кино. Сколько для вас в среднем приходится отработать дублей, чтобы идеально сыграть сложный характер или роль? И не сложнее ли становится после каждого дубля заново пропускать эмоции через себя?     

Александр: Мне кажется, идеала не существует. К нему можно только стремиться. А что касается количества дублей, то по-разному бывает. Бывает, что характер персонажа настолько ложится на тебя, что делаешь первый дубль, а второй только технический. И в этом случае что-то улучшать - только портить. А бывает, что наоборот от дубля к дублю конечно устаешь, но эти дубли больше помогают погрузиться в образ и обстоятельства.


МУЗХИТ: Что для вас музыка? Какие проекты у вас связаны с вокалом?

Александр: Музыка, на мой взгляд, вообще очень важна в любом жанре. Она дает нужное настроение. Будит нужные эмоции. Подбор музыки очень важен. Если музыка написана специально для фильма или спектакля - это одна история. И она правильная! Но бывает такое, что музыку подбирают для спектакля, и в этом случае она не должна быть узнаваема и ассоциироваться с каким-то конкретным исполнителем или произведением. Это просто мои мысли на этот счет... Я актер. Актеры к подбору музыки и написанию ее обычно не имеют отношения. Помимо мюзиклов, в которых я участвую, где музыка - это одно из основополагающих компонентов спектакля, я пою и веду концерты со своими коллегами. Как с драматическими актерами, так и с актерами мюзиклов. В концертах мы исполняем песни из кино, арии и дуэты из мюзиклов и оперетт. Был период, когда я даже оперу исполнял. Но это отдельный жанр, которому нужно посвящать особенно много времени, чтобы достичь хороших результатов. Ну, и зная, что я пою, и драматические коллеги используют мои вокальные данные в своих спектаклях. Как видите, очень многие проекты у меня связаны с вокалом.


МУЗХИТ: Сериал или художественный фильм? Что вам ближе?

Александр: Для меня разницы нет между сериалом и полнометражным фильмом. Вы, видимо, это имели ввиду. Самоотдача должна быть в любом творчестве. Мне что смотреть, что сниматься - нравится и то, и другое. Сериал - это и есть художественный фильм. Только сюжет у него растянут во времени. Есть художественный фильм, есть документальный. Есть художественный сериал, а есть документальный.   


МУЗХИТ: Какие роли Вам ближе были из всех картин, в которых Вы снимались?

Александр: Наверное, стоит отметить художественный телевизионный фильм «Я ехала домой» режиссера Сергея Васильева. Картина про певицу и композитора Марию Пуаре, где у меня была главная роль Великого князя Георгия Александровича Романова, родного брата нашего императора Николая Второго. По поводу того, какая роль ближе... Ближе та, которая интереснее прописана в сценарии. Та роль, в работе над которой есть куда фантазировать в плане биографии персонажа. Роль Георгия Романова, помимо того, что она главная, она еще прописана хорошо. О князе Георгии, как ни странно, очень мало что известно. И поэтому отношения Марии с Георгием - это плод фантазии сценаристов фильма. А ближе она мне, наверное, тем, что несмотря на то, что в отличии от Георгия я конечно не голубых кровей, но все мы люди, и поэтому в непростых отношениях Георгия с родителями я в чем-то узнавал себя.   




МУЗХИТ: За время съемок какой режиссер вас больше впечатлил?

Александр: Впечатляют те режиссеры, по которым видно и чувствуешь, что они болеют за свое дело и хотят сделать что-то хорошее. Если говорить об именах, то - Сергей Васильев, Павел Мальков, Андрей Красавин, Максим Кубринский, Николай Борц... да много их. У всех них своя индивидуальная манера работать. Но, еще раз говорю, для меня главное чувствовать небезразличие с их стороны к тому, что они снимают.


МУЗХИТ: Лучший фильм, который вам запомнился за последние 3 года?

Александр: Запомнился в каком смысле? О плохих впечатлениях не буду рассказывать.  Я, к сожалению, сейчас редко хожу в кино…Семья, пандемия и т. д. Но стараюсь все-таки что-то смотреть. Из того, что вспомнилось хорошего - ремейк мультфильма «Аладдин». Там много хороших изменений сценарных. Уилл Смит играет Джина. Музыка, танцы. «Дисней» молодцы, что делают сейчас это. В России не хватает своих музыкальных фильмов. 


МУЗХИТ: Из последних ваших ролей, какую было играть наиболее интересно?

Александр: Иногда интереснее процесс, а не результат. Вот о процессе я бы в ответе на этот вопрос и рассказал. Перед тем, как нас всех окончательно отправили на изоляцию, я получил предложение принять участие в постановке «Дядя Ваня» по пьесе Антона Павловича Чехова. Мне предложили роль доктора Астрова. В момент очередного прочтения пьесы и просмотра разных вариантов постановок, а также общения с режиссером, мое воображение рисовало мне разные картины того, как эту роль можно сыграть. Персонаж очень глубокий и многогранный, как и все в этой пьесе. Из-за пандемии репетиции «заморозились» ... Сейчас, вроде, все начинает «оттаивать», Слава Богу. У меня пока новых репетиций по «Дяде Ване» не было. Но то, что успели попробовать, было интересно. Надеюсь, что сыграю, и зритель увидит этот спектакль с моим участием.




МУЗХИТ: Вы также играете в театральных постановках. Расскажите о последних проектах и о тех, которые были особенными для вас?

Александр: Год этот вылетел из творчества по известным причинам. А в предыдущем году я выпустил мюзикл «Леди Гамильтон» с прекрасной музыкой композитора Ирины Долговой. В этом мюзикле я играю две роли - Графа и Лорда Гамильтона. Мне нравится, когда в одном спектакле можно углубиться в историю с разных позиций. Граф - это отрицательный персонаж, из-за которого главная героиня решается на глобальные перемены в жизни. Таким образом, Граф является катализатором падения героини на самое дно общества. Но сам того не ведая, Граф даёт Эмме толчок к новой жизни и открывает путь на «Олимп». Лорд Гамильтон, напротив, персонаж, благодаря которому Эмма достигает успеха, попадает в высший свет и становится известной на весь мир. Он благодетельствует ей настолько, что даже уходя в мир иной, благословляет её на любовь с адмиралом Нельсоном. На мой взгляд, это большая актёрская удача - играть таких разноплановых персонажей.


МУЗХИТ: Какие творческие планы в ближайшее время?

Александр: Сейчас сложно говорить о творческих планах. Опять же, по известным причинам. Есть только надежда, что в скором времени все театры вернутся к нормальной жизни. В планах, как я уже говорил, выпустить «Дядю Ваню». Еще в творческих планах сыграть спектакль по произведению Альфреда де Мюссе «История белого дрозда». Это антрепризный проект. Планируется на сцене театра Музыкальной комедии 31-го мая. Спектакль называется «Мюссе. Белый дрозд». Пользуясь случаем всех на него приглашаю!  


МУЗХИТ: Если бы сейчас была возможность выступить на одной театральной сцене с любым артистом. Кто бы это был?

Александр: С удовольствием поработал бы с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили.


МУЗХИТ: С кем из известных актеров было бы интересно сделать совместный кино-проект?

Александр: Да много с кем. И с теми, кого перечислил, и с голливудскими хотелось бы - Роберт Де Ниро, Ди Каприо, Том Хэнкс... Всех не перечислишь. Хороших артистов в мире много! 


МУЗХИТ: Артист на все времена?

Александр: Чарли Чаплин.


МУЗХИТ: Вам ближе театр или кино?

Александр: И то, и другое нравится. Во всем свои плюсы. Театр хорош тем, что каждый спектакль неповторим. Артист заряжается от реакции зрителя. Происходит энергообмен. Если спектакль прошел хорошо, то домой летишь после него на крыльях. Это ни с чем не передаваемое ощущение. Правда вот когда плохо, то хочется сквозь землю провалиться... В кино другое, там можно отрепетировать и в кадре закрепить результат. Кроме того, время идет. Никто не молодеет. Кино — это способ остаться молодым и живым... После того, как все закончится... 

 

МУЗХИТ: Бывает творческий кризис? Как на ваш взгляд его преодолевать?

Александр: Конечно, бывает. Мне кажется, он у каждого артиста, режиссера, художника есть. И у меня был. Были серьёзные мысли оставить эту профессию. Но судьба не дала мне это сделать. А она знает, что делает. Преодолеть, мне кажется, можно переключением на свое хобби. Найти постараться новый интерес. Самое главное не унывать и не загоняться. Иначе можно не выплыть.  


МУЗХИТ: На ваш взгляд, чего сегодня не хватает в киноиндустрии?

Александр: Как я уже сказал, в российском кино не хватает музыкальных фильмов. Детского кино совсем нет. Отдельным компаниям хочется пожелать побольше слаженности в работе и профессионализма. 


МУЗХИТ: Режиссер, с которым было бы интересно поработать?

Александр: Если речь про кинорежиссера, то… Ой, сложно сказать... Я бы так ответил. Это касается и кино, и театра. С тем режиссером, который скажет: «Саня, есть классная роль для тебя! Я только тебя в ней вижу!». А я, в свою очередь, буду с ним на одной волне. Это то, к чему нужно стремиться.    


МУЗХИТ: Было бы интересно попробовать себя в озвучивании мультфильма?

Александр: Я пробовал. Я периодически работаю на озвучивании фильмов и мультфильмов на студии «Нева-фильм». 


МУЗХИТ: Роль вашей мечты?

Александр: За которую «Оскар» дадут. Шучу! Хотя в каждой шутке, как говорится.... Это как с режиссером, с которым интересно было бы поработать. Конкретную роль сложно назвать. Если бы у меня такая была, то я бы стал не только исполнителем роли, но и продюсером. Сделал бы все, чтобы найти деньги на постановку.  


МУЗХИТ: Как вы относитесь к актерам без профессионального актерского образования? Насколько это важно сегодня?

Александр: Ну, я к творчеству Георгия Буркова и Кирилла Лаврова хорошо отношусь. Как известно у них нет диплома об окончании театрального института. Значит и к актерам без профессионального актерского образования хорошо. Образование не показатель. Есть и с актерским дипломом профессионально непригодные люди. К сожалению. Кто-то в силу возраста не успел поступить. Или по другим причинам. Кстати, в США можно в любом возрасте поступить. Театральный институт дает некую основу. Тебе рассказывают законы сцены. А дальше ты уже сам должен работать над собой. Набираться опыта, работая с разными актерами и режиссерами разного возраста и уровня профессионализма. Жизненный опыт тоже далеко не последнюю роль играет в актерском искусстве.


МУЗХИТ: Какой самый лучший совет вы получали?

Александр: Что кожаную обувь нельзя ставить к батарее. Простите... Опять шучу... Вы просто не уточнили совет в какой области. Когда читал книгу эзотерика Вадима Зеланда, там как раз речь шла про советы. Он рассказывал, что у него кто-то спросил: «что бы вы мне посоветовали»... На что он ответил: «Я могу Вам только посоветовать не спрашивать ничьих советов!». Не люблю, когда мне советуют, а я при этом совета не спрашивал. Стараюсь сам принимать решения. Жизненно важные вопросы надо решать самому. Не скидывая ни на кого ответственность. По поводу того, какого цвета обои поклеить, можно с женой посоветоваться. Жизнь твоя - она твоя. Не надо перекидывать ответственность на других.


МУЗХИТ: Самый серьезный вызов, который вы себе бросали?

Александр: Не знаю. Сложно ответить. Я считаю, что человек создан для счастья. Но при этом многие люди создают трудности себе и другим. Бросая вызовы и прочее... Если можно так ответить, то мой вызов себе в том, чтобы не поддаваться на провокации со стороны социума и отдельно взятых людей. Социум очень хочет, чтобы ты был как все и не высовывался. Нужно идти своей дорогой. Как писал уже мной упомянутый Вадим Зеланд – «не шагать в строю».


МУЗХИТ: Каким своим качеством вы гордитесь?

Александр: Прямо горжусь… Могу сказать какие просто нравятся в себе. Ответственность и честность. 


МУЗХИТ: Вы любите садоводство. Это расслабляет или дело в красоте природы и цветов?

Александр: И расслабляет. И красота природы. И позволяет отвлечься, переключиться. И нравится, когда от твоих трудов и стараний появляется что-то живое и прекрасное. Наверное, по этой же причине у меня четверо детей. Искусство - от слова искусственный. Искусство прекрасно! Но природа прекраснее!


Редакция МУЗХИТ

Фото: Личный архив


Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: