Екатерина Павловская об актуальности социальных фильмов сегодня

автор:
Кирилл Захаренков

Екатерина Павловская об актуальности социальных фильмов сегодня

В постоянной рубрике «Про кино» эксперт в области психологии Екатерина Павловская рассказала о том, как фильм «ТЕКСТ» показал социальные проблемы.

Екатерина Павловская отметила, что, рассматривая задачу социальных фильмов/социальных роликов можно сказать, что ей является оценка проблем общества, рассказ о них, обозначение конкретных проблемы и поиск через киноязык пути и способы их разрешения.

По мнению эксперта в основном инициаторами таких фильмов выступает правительство, различные фонды, социальные учреждения, общественные и религиозные организации.

«Основные темы, которые рассматриваются в данном жанре: наркомания, проституция, алкоголизм, детская беспризорность, национальная рознь и т.д. И в основном это некоммерческие проекты, эти фильмы не выходят на широкий экран», - отметила Екатерина Павловская.

Тогда у меня возникает вопрос, смысл некоммерческих социальных фильмов, если общество в большом количестве людей их не видит?

«Кино - это возможность переформировать восприятие людей к миру», - уверена эксперт.

Тогда это нужно делать массово - если массово, то это коммерческое кино, которое выходит на большой экран. Есть фильмы, которые затрагивают социальные проблемы. Такие как «Левиафан», который получил признание, но далеко не массово, а именно на фестивалях и престижных премиях. Возникает вопрос - для фестивалей или зрителей в кино снят фильм?

Если посмотреть на социальные фильмы, то в основном они уже про результат, что стало с человеком, а не как решается проблема или, наоборот, не решается, и, как правило, после такого фильма желания «жить» не возникает. Какие угодно мысли: сострадание, жалость, где-то злость. Также фильмы про войну, детские дома и т.д.

Что тогда решают данные фильмы? Посидеть, поплакать, просмотрев фильм и посочувствовать? Показать, как плохо в наркомании или алкоголизме? Это вряд ли решит проблему в этих сферах. Как и запреты курения, алкоголя и статей за распространение наркотиков. Что тогда? Если пойти по пути западных фильмов и углубиться в психологию, то можно попробовать создавать другой формат фильмов, и они уже есть. Пусть их не много.

Например, такой формат предполагает: что можно сделать, как изменить подход к социальным вопросам:

- Через комедию показывать проблемы, приводя героя к мотивации и желанию менять что-то в своей жизни.

- Показывать не результат! Алкоголизм, проституция, наркомания - это следствие чего-то. Если семья полная/неполная, но что-то в ней было деструктивное, что сподвигло человека пойти встать на эту кривую жизни, как и другие варианты.

- Формировать новое общество, новые ценности, новое воспитание – объяснять через кино родителям, что, возможно, они в воспитании делают не так, повышать психологическая грамотность.

- Когда молодая мама увидит фильм о текущей социальной проблеме, а у нее на руках маленький ребенок, она, увидев причину этого, научится, что не нужно делать с ребенком в воспитании, в чем дефицит, почему человек ищет и что в этих решениях для себя.

- Это рассказ истории, но с объяснениями причинно-следственной связи и надежды в конце.

- Человек даже после серьезного и тяжелого фильма должен выйти из зала не с грузом боли на душе, а с тем, что все еще не настолько плохо, что можно изменить что-то.

В жизни Российского человека далеко не каждые будни радостные, и, если на экран постоянно выходит, что все плохо и хуже, чем человек думал, мы получаем угнетенное общество.

И почему люди до сих пор хвалят такие фильмы? Потому, что их приучили видеть плохое.

Хорошая попытка была сделана в фильме «ТЕКСТ». Фильм показывает социальную проблему: как несовершенна система, дополнительные темы обсуждений как в России все плохо, и, если у тебя погоны - тебе все можно. Но при этом, фильм объясняет, почему именно этот герой стал таким, что в его жизни случилось, что он стал таким. И этот герой становится не отрицательным. У него есть причина - и это причина знакома очень многим в зале. И она не касается только данного персонажа и конкретной сферы. Это повсюду вокруг нас.

Для меня в фильме это самая главная часть, возможно, другие эксперты важной частью выделят что-то другое. Но для меня не хватило выхода в конце фильма. Я видела для себя другой финал.

На данный момент помимо основных социальных проблем, которые уже так критичны, как наркомания, проституция, алкоголизм, детская беспризорность, национальная рознь и т.д. есть промежуточные, которые к такому результату приводят.

Психические расстройства - депрессии/панические атаки/расстройства личности - все это приводит к более печальным последствиям, описанных выше.

Низкая психологическая грамотность - что приводит к психическим расстройствам, указанных выше.

Если соединить острые социальные темы с этими двумя направлениями, и делать фильмы, которые не только погружают в негативное состояние зрителя, то можно и обучать между строк, объясняя, что и как. И делать это массово, а именно – сотрудничать с коммерческими фильмами, писать сценарии совместно и брать социальную проблему общества и изменить формат, тогда зритель начнет учиться, что-то понимать, изучать, а не только поговорить на кухне о том, да как же это плохо, что такое есть.

Мой совет при создании таких фильмов:

- Социальная проблема, актуальная на сегодня.

- Сотрудничать с психологами при создании картин.

- Возможность совмещения драмы/комедии.

- Подумать, чему можно обучить зрителя через фильм.

- Что должен понять, сделать, осознать, научиться зритель после просмотра.

- Как сделать его массовым, привлечь большее количество зрителя.

- Какая мотивация будет в конце фильма в заряд «+», а не минус (надежда).

Не просто рассказать о социальной проблеме, а показать, почему она есть, и что с ней можно сделать простому человеку, чтобы в его жизни этого не случилось – вот главная задача социальных фильмов.


Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: