Александр Хошабаев: "Кино — это уникальный аттракцион 5D"

автор:
Валерия Федотова


В эксклюзивном интервью редакции журнала МУЗХИТ актёр Александр Хошабаев поделился с читателями, чем его привлекла киноиндустрия, о том, какие роли ему ближе всего и какая внутренняя работа стоит за созданием сценического образа.

Александр, чем вас покорила киноиндустрия? Когда поняли, что вы актёр?

- Кино — это уникальный аттракцион 5D. Когда ты выходишь на съемочную площадку, ты как будто оказываешься за невидимой чертой. Помните, как в повести Гоголя Хома Брут чертил вокруг себя круг? Только ты пересекаешь эту невидимую линию, для тебя нет преград и нет невозможного. Ты перестанешь быть собой и превращаешься в киногероя. 

Это ни с чем не сравнимое ощущение. Моя первая картина «Ангел на обочине» - история про парней из глубинки, которые становятся рок-звездами. Мы снимали на Старом Арбате сцену с концертом, камеру специально прятали среди людей, чтобы было ощущение настоящего. А работали мы под фонограмму, которую до этого записали настоящие рок-музыканты. И вот, через минут 30 съемки собралась толпа, и люди не понимали, что мы снимаем кино. Вот тогда впервые я почувствовал, что я актер. Мы настолько вжились в эти образы, что собрали внушительную сумму арбатских денег (улыбается, - прим.ред.).

Как бы вы описали тот посыл, который хотите передать как творческая личность, как актер?

- Есть расхожая фраза - художник рисует одну картину всю свою жизнь. Суть актерской профессии в перевоплощении. У каждой роли спектакля есть свой посыл, своя идея, так что, я считаю, что одного посыла быть не может. Прелесть профессии в многообразии, охватывающем всю Вселенную. 

Роль, которую хотелось бы сыграть именно сегодня, вот такой, как вы сейчас, не раньше, не в начале пути. А сейчас.

- В кино мне часто достаются роли эдаких лихих и опасных ребят. Есть такой сериал «Родители года», и мне бы хотелось сыграть в каком-нибудь проекте роль Пола (Мартин Фримен). Потому что у меня четверо детей разного возраста, и я про это все ох как знаю, и еще я хороший комедийный актер, но в кино в таком формате я еще не снимался. Вообще, наверное, прям роль назвать сложно, хочется разных интересных проектов.

Ближе театр или кино?

- Не могу представить себя без кино или театра. На новогодние каникулы я отработал в Большом Московском Цирке 100 шоу с декабря по февраль, и это абсолютный рекорд по количеству спектаклей за такое короткое время и для драматических актеров, и для артистов в цирке. Автором шоу выступил Аскольд Запашный, а моим партнером - Всеволод Кузнецов (актер/режиссер озвучивания и дубляжа). Я познакомился с волшебным миром цирка изнутри, меня абсолютно восхитили артисты цирка. Но как только закончилось 100 шоу, я сразу написал агенту с просьбой о новом сценарии в кино и на следующий день отправился на репетицию нового спектакля в театре «Мост». Это не просто работа — это же образ жизни.

Какая внутренняя работа стоит за созданием сценического образа?

- Я всегда очень много читаю и смотрю материала вокруг истории и персонажа. Мне нужно знать как можно больше деталей о том времени и моем персонаже. В спектакле «Пиросмани. Праздник одиночества» драматурга Вадима Корастылева, в котором я исполняю роль автора. Я на одну секунду достаю из кармана коробок спичек (есть история, что автор пьесы записывал на коробках идеи для новых историй), никто из зрителей, возможно, даже не обращает на это внимание, а мне этот жест дает ощущение «связи» с Корастылевым (на одном из спектаклей была дочь драматурга, и только она оценила мой посыл). Так случается часто: то, что кажется не значимым и незаметным для зрителя, для актера может быть самым важным в роли.

Как вы выбираете проекты? Есть какие-то критерии или рамки, возможно?

- У меня есть три критерия: творчество, слава, деньги; если два из этих критериев сходятся, я работаю. Ну, а когда все три воедино, это просто счастье. Проработав в театре 10 лет, вы сыграли более 30 значимых ролей. 

Какая для вас самая интересная? И чем?

- Самая интересная та, что ты делаешь сейчас. Я приступил к репетициям нового спектакля по пьесе Булгакова, это меня сейчас занимает. Материал очень актуальный и пронзительный. Уверен, получится интересный и нужный спектакль. Продолжая тему театра. Вы принимали участие в гастрольных турах по США и Канаде, Израиле и Южной Корее, стали участником множества российских и зарубежных театральных фестивалей. 

Чем запомнились, кроме творчества, гастрольные туры? Может быть, есть какие-то истории, которыми вы можете поделиться?

- Однажды я был на гастролях в городе Чебоксары. Мы играли в оперном театре на 1500 мест современную пьесу, в которой затрагивались острые молодежные темы: отношения с родителями, первая любовь. Спектакль очень хорошо прошел. Настолько хорошо, что просто выйти нам не дала толпа зрителей, которые, видимо, настолько прониклись нашей игрой, что хотели пообщаться с нами после. Так вот, людей было такое количество, что охране пришлось выводить нас через черный ход. Было ощущение, что все мы практически настоящие рок-звезды. Причем такой реакции на этот спектакль не было не до не после. Реакция была, но настолько сильной и бурной больше никогда. Это было удивительно и запомнилось.

Сложно прощаться с персонажем? Многие оставляют их после окончания съемок. Учитывая тот факт, что вы максимально погружаетесь. Как это происходит дальше у вас? Есть какие-то нюансы, которые замечали за собой? Может быть, «частичка» персонажа остается у вас?

- Я очень люблю оставлять (или выкупать) вещи, в которых снимался. Потому что художники по костюмам дико талантливые и креативные ребята. Очень часто они находят вещи, которые как будто придуманы специально для тебя, и это совсем не обязательно что-то очень дорогое, но всегда очень красивое (снова улыбается, - прим.ред.).

Говорят, искусство требует жертв. Есть что-то, на что вы бы не пошли, в качестве жертвы?

- Я уверен, что все должно делаться в жизни, да и в работе только по любви. Если ты не любишь человека лучше отпусти его или уйди сам не мешай, возможно, ты занимаешь чье-то место.

Какой навык вам пригодился в актерской игре?

- В институте я серьезно увлекался фехтованием и по сей день владею практически любым видом холодного оружия. И вот совсем недавно больше 20 лет после выпуска я сыграл персонажа в сериале «Балабол-7» по кличке Циркач. Это беспринципный грабитель банков, которого за умение виртуозно обращаться с ножом Керамбит прозвали циркач.

Играете в жизни?

- Не часто. Скорее «включаю валютный голос» так я называю особый тембр, который использую во время озвучивания рекламных роликов. Очень помогает, например в МФЦ или на почте все проблемы решаются со скоростью молнии (улыбается – прим.ред.).

У вас большой опыт работы с разными режиссерами. Какие подходы у каждого из них? С кем было бы интересно поработать еще раз?

- Со всеми, а еще есть два титана в кино: Михалков и Тарантино. Совсем разные люди и совсем разные миры, но это живые легенды. 

Немного отойдем от темы кино. Вы можете сказать, что чувствуете себя человеком своего времени, 21 века? И если бы была возможность выбрать период, страну, год, в который родиться и жить. Оставили бы как есть сейчас, или хотели бы переместиться в другое время?

- Мы живем в уникальное время. И я тот самый только потому, что живу здесь и сейчас. И даже если вы предложите мне узнать будущее - я откажусь. Когда я записываю аудиокнигу я всегда делаю это «с листа» чувств и эмоции рождаются и умирают вместе с мгновением, когда они возникли.

Вы озвучиваете кинофильмы. Их достаточно много. Как вы пришли к озвучке? Помните первые эмоции, когда услышали свой голос в готовом фильме, и поняли, что его будут слышать миллионы?

- Озвучивание/ работа у микрофона на мой взгляд один из сложнейших актерских навыков. Все что вделаешь происходит только в твоем воображении и у тебя есть только один инструмент выражения (эмоций и чувств) - голос. Да, часто у нас есть картинка или исходный голос, но есть масса нюансов от мелодики речи и характера персонажа до сложностей перевода. И роль или текст, который ты озвучиваешь всегда рождается в тебе в тот самый момент, когда ты произносишь реплику. Я не думаю о миллионах зрителей, мне важнее быть настоящим и трогающим за душу слушателя/зрителя.

Вы были на многих фестивалях. Какой особенный для вас?

- Театральный фестиваль в городе Бонн Германия был первым на который я попал, будучи еще молодым актером. Меня восхитила атмосфера дружбы и понимания между совсем не знакомыми людьми и праздника театра, который мы дарили, друг другу искренне радуясь за победы и переживая за поражения.

Что отвлекает вас от реальности будней? Может хобби?

- Я люблю спорт. Ненавижу бег и именно поэтому занимаюсь начал заниматься легкой атлетикой в 33 года и добежал до Чемпиона Москвы на 200 метров (правда среди ветеранов, ну а как время - то идет).

Сейчас в киноиндустрии, можно сказать, некий бум сказок. Было бы интересно это направление? Если да, какая роль или направление?

- У меня есть телеграмм канал, где я выкладываю сказки бесплатно. Я сам отец 4 детей и знаю, как важно рассказывать детям сказки. Это делает нас добрее и мир волшебнее. В работе кинофильм «Волшебник Изумрудного города» в котором я играю… смотрите в кино.

Авторское или семейное кино? Что больше привлекает для съемок?

- Актер — это рассказчик я люблю рассказывать истории, и любая история авторская поэтому не вижу разницы. Это моя любимая работа рассказывать истории.

Предел ваших мечтаний в карьере? Роль, награда, зритель, иное достижение?

- «Человек - существо текучее» сказал Лев Толстой пределов - нет, а мечты для того, чтобы их исполнять, а не говорить о них.

Всегда ли удается именно понять своего героя, которого играете? Или это не нужно?

- Понять и простить — вот что важно для актера. Важно быть на стороне своего героя, даже если тебе это не нравится. По сути, актер — это тот самый адвокат для своего персонажа. Всегда. По-другому быть не может. Ведь мы всегда оправдываем для себя свои даже самые не хорошие поступки.

Кого сегодня вы могли бы назвать своим наставником? Это не обязательно кино. В целом?

- Своих детей. Они меня учат любить и быть терпимым каждый день. Учат открывать в себе новые качества. Отец - роль на всю жизнь. Так сказать «на вырост».

Немного заглянем в актерскую жизнь. Как выглядит ваш день?

- Мой день начинается в 7 утра и заканчивается далеко за полночь. Я трудоголик и день передыха и «ничего не делания» это максимум. Лежать на диване это не про меня.

У вас большая семья. Какой из проектов любимый (ваших) у близких?

- Мои дети любят видеоигры которых я озвучил уже более 400 я думаю. Иногда мы устраиваем день компьютерных баталий, хотя я сам так себе игрок.

Вконтакте.

ТГ-канал "Сказки".

Фото: Платон Лысов



Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: