Владелец Ecookna Group Андрей Филоненко — о развитии технологий в производстве окон и трендах рынка

автор:
Валерия Федотова


Сокращение темпов строительства и общее затишье на рынке недвижимости влияет и на смежные отрасли — так, рынок ПВХ-окон в этом году демонстрирует сокращение на 20-25%. Однако в оконном бизнесе есть направления, которые активно развиваются — это алюминиевые конструкции и все, что связано с ИЖС. О трендах уходящего года в различных сегментах рынка светопрозрачных конструкций и прогнозах на 2026 год — в интервью РБК Петербург рассказал владелец Ecookna Group Андрей Филоненко.

Разнонаправленная динамика

— С какими итогами подходит к концу года рынок пластиковых окон?

— Рынок сжался по физическому объему на 25%, причем очень неравномерно — одни компании показывают падение до 30-40%, другие — минимальное сокращение. В денежном выражении сокращение чуть меньше — на 20% — в связи с инфляцией.

Рынок ПВХ-окон сильно зависит от вторичного рынка недвижимости — люди покупают квартиру и заменяют окна. Вторичный рынок немного оживился только в III квартале 2025 года, в целом по году рынок окон поддерживается за счет первички — а здесь в связи с отсутствием массовой льготной ипотеки также сократились объемы.

— Если брать алюминиевые конструкции, этот сегмент в 2024 году рос опережающими темпами и наращивал долю на оконном рынке. Продолжился ли тренд в 2025 году?

— Он продолжился, и в следующем году будет только усиливаться. Это связано с тем, что в многоквартирных домах (МКД), которые сегодня строятся, растет процент остекления и увеличиваются размеры окон, в связи с этим в проектах стали чаще использовать алюминий.

В Москве принята программа по строительству большого количества домов высотой более 100 м. Для них действуют в том числе особые нормы по противопожарным конструкциям. Это уже не только окна, но и двери. К примеру, каждый лифтовой холл — это сразу порядка шести-восьми противопожарных дверей и особые требования к конструкциям на высоте к ветровым нагрузкам.

«Народное окно»

— А производители светопрозрачных конструкций готовы ли эти объемы предоставить?

— Компании реагируют на спрос увеличением производственных мощностей, и мы тоже рассматриваем этот вопрос: «Как для растущего рынка массово производить качественную продукцию по окнам и дверям из алюминия?» Но пока предложение на рынке ограничено.

Лет пять назад была идея «народного окна» из алюминия — чтобы увеличить долю потребления алюминия на душу населения, приблизить к западному уровню, и не смогли — не хватало перерабатывающих производства. Сэкструдировать профиль компании могли, но переработать его, произвести конструкции — уже нет.

Сейчас компании активно инвестируют в развитие этого направления, открывают новые производства, и предложение постепенно догоняет спрос.

— В итоге, мы когда-нибудь получим «народное окно» из алюминия?

— Я думаю, что эта цель сейчас уже не стоит. А вот задачу массового и качественного производства алюминиевых окон рынок, я думаю, решит в ближайшие три-пять лет.

— Есть ли еще сегменты помимо многоквартирного строительства, которые поддерживают спрос на алюминиевые конструкции?

— Второй драйвер сегмента — рынок ИЖС. Если эконом-класс в ИЖС с уходом льготной ипотеки просел, то дорогой сегмент чувствует себя хорошо — а это, как правило, также большие площади остекления и дорогие конструкции преимущественно из алюминия. Они и поддерживают высокий спрос.

Ставка на сервис

— Динамика продаж в вашей группе компаний подтверждает общие тренды?

— Действительно, объем продаж ПВХ-конструкций у нас несколько снизился. При этом мы поддерживаем динамику продаж за счет того, что предлагаем более дорогие конструкции — так, белых окон становится меньше, ламинированных больше, растет доля 70-й и 82-й серии с улучшенными тепло- и звукоизоляционными характеристиками.

Сегмент алюминиевых конструкций растет — в том числе за счет входных групп: идут ремонты в административных зданиях, ведется активное строительство школ и детских садов — это дает дополнительный стимул алюминиевому рынку. Кроме того, мы наращиваем долю рынка за счет сервисной составляющей.

— В чем она заключается?

— Рынок алюминиевых конструкций сформирован таким образом, что с девелоперами работают компании, которые производят системы. Больших объемов алюминия на складах у них нет, он весь производится на заказ — соответственно, небольшим производителям, которые работают на рынке частных заказов, неудобно заказывать и несколько месяцев ждать изготовления профиля, а затем его покраски. Сервисная составляющая заключается в том, чтобы заранее формировать складские запасы профиля, оперативно делать расчеты, оперативно красить и соответственно изготавливать конструкции в приемлемый срок для частного потребителя. В алюминиевом сегменте развиваются программные продукты, которые позволяют быстрее и точнее считать, и заказывать материалы — мы также развиваем сервис на их основе.

Смежные сегменты

— Какие ключевые события 2025 года для группы компаний вы могли бы отметить?

— Для наших клиентов мы запустили новый проект по производству малых архитектурных форм (МАФ) под торговой маркой CORPSAN— это зимние сады и биоклиматические конструкции, перголы, разнообразные навесы, веранды, места для барбекю. Сейчас на эту продукцию большой спрос в связи с ростом загородного рынка — люди купили дома и теперь обустраивают участки. Уже с середины декабря мы начинаем активную кампанию по продвижению этих продуктов так как сезон на них начинается очень рано — клиенты заказывают конструкции еще в марте, чтобы на начало весенне-летнего сезона все было готово. 

— На ПМЭФ 2025 было заключено соглашение с правительством Московской области о строительстве нового производства. На какой стадии реализация данного проекта? 

— Сегодня строительных рынок требует уже совершенно новый уровень конструкций — и, соответственно, оборудования, которое позволяет их производить. Растет площадь остекления, увеличивается вес, толщина стекол. Отвечая на этот запрос, мы хотим запустить полностью автоматизированное производство стеклопакетов больших габаритов и массы. Первые этапы производства уже запущены: мы ввели большой цех покраски алюминия, приобрели дополнительные мощности по переработке стекла и компилируем отрасль и смежные продукты в одной локации – на территории нашего индустриального парка «М8 Инновации». 

Если говорить об инвестициях, то это порядка 10 млрд руб. На ПМЭФ директор компании «Фототех» (входит в Ecookna Group) подписал соглашение с заместителем председателя правительства Московской области - министром инвестиций, промышленности и науки региона Екатериной Зиновьевой. Мы взяли на себя обязательство реализовать в городском округе Сергиев Посад проект завода безопасного и архитектурного стекла (проект БАС).  Ежегодно здесь будет производиться до 800 тыс. кв. м изделий из стекла, в том числе противопожарного и высокопрочного. Это будут не только окна, двери и витражи, которые используются при строительстве многоквартирных домов и объектов инфраструктуры, но и иллюминаторы, транспортное стекло, обогреваемые стеклянные кровли, а также продукция для оборонного комплекса. Предприятие полного цикла начнет работу в 2028 году. 

Новые технологии

— Одно из направлений развития технологий в оконной отрасли — это увеличение размера и веса конструкций. Какие еще инновации появляются?

— Во-первых, появляются проектные решения, которые позволяют благодаря специализированным расчетным программам реализовать интересные проекты из привычных конструкций.

Во-вторых, развиваются конструкции, в которых мы не привязываемся к какому-то одному материалу — алюминию, дереву или пластику, а комбинируем их таким образом и находим такие решения, которые отвечают новым требованиям клиентов— по шуму, по жесткости конструкции, по противопожарным характеристикам и другим специальным свойствам, в том числе дизайну.

— Видите ли вы угрозу технологической деградации отрасли в связи с ограниченным доступом к зарубежному оборудованию и сервису, технологиям?

— Угроза деградации присутствует, когда нам из-за рубежа завозят дешевые материалы, а у нас нет смысла их производить, и рынок никак не защищен от этого. Поэтому, к примеру, у нас не было крупных производств по фурнитуре или по другим комплектующим. Но как только появились ограничения на рынке, у нас возникли нужные нам производства, которые позволят со временем это отставание ликвидировать. В частности, активно развиваются российские производители фурнитуры. Опыт компаний, которые когда-либо выходили на наш рынок, говорит, что в течение трех лет любая система дорабатывается до качественного стандартного рыночного уровня. Я уверен, с нашей фурнитурой все будет то же самое.

Кадры и будущее

— Как вы оцениваете кадровую ситуацию в отрасли?

— Как и во многих других отраслях, она довольна напряженная. Например, одна из важнейших профессий в оконном бизнесе — это монтажник, я сам в свое время начинал монтажником. И она сейчас недооценена. Мы видим, что опытные мастера стареют, но молодежь не приходит.

Соответственно, эту профессию надо популяризировать, чтобы появлялись молодые квалифицированные монтажники, которые умеют работать с современными приборами и с программным обеспечением, которые могут разобраться в сложных конструкциях и чертежах. Потому что сейчас в окна и двери встраиваются микросхемы, устанавливаются зоны доступа, применяются специализированные замки, которые, например, открываются при срабатывании пожарной сигнализации или помогают охранять дом. Мастера по монтажу должны эти продукты знать и уметь с ними работать.

— Что можно сделать для популяризации профессии?

— Мы, например, стали идейными вдохновителями и участниками проекта «Сварог». Это профессиональная премия «Лучший Монтажник России». В 2025 году в номинации «Просто окно» первое место занял сотрудник нашей компании Николай Рудык.

— Каков ваш прогноз по рынку окон на 2026 год и каковы планы компании?

— Мы всегда ставим амбициозный план, на 2026 год мы планируем 25%-рост. Хотя мы видим, что 2026 год не будет легким — домов сейчас закладывается все меньше, высокая ставка по-прежнему тормозит рынок. Но, с другой стороны, компании все больше адаптируются к ситуации, ставка постепенно снижается, и мы видим резервы и направления, где можем компенсировать сокращение рынка.

Сыграет роль также тот факт, что государство не планирует продлевать мораторий на штрафы за задержку сдачи объектов. У компаний возвращается дополнительная ответственность за соблюдение сроков, и многие сейчас наращивают темпы по подготовке к сдаче. Мы сами участвуем в этом процессе вместе со строительными компаниями. И чувствуем оживление на рынке в этой связи.

Фото: пресс-служба



Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: