16 ноября 2019 18:00 • ![]() ![]() |
После выхода на экраны фильма, социальные сети заполнила лента масок с лицом Джокера. Минувший хеллоуин тоже показал, что люди выбирали этот образ из многих. К такому мнению, в эксклюзивной рубрике журнала Музхит пришла эксперт в области психологии Екатерина Павловская.
В чем же секрет такой реакции на этот фильм, ведь с одной стороны это история о психе-убийце? Люди во мнениях разделились: одни за то, что зачем транслировать психов, другие встали на сторону Джокера. Что же такого в этом фильме, что вызвало такой ажиотаж?
«Если посмотреть на картину, то да, можно сказать это история о психе-убийце и предыстория о Бэтмене. Граница чёрного и белого, но все же, в конце фильма мы видим признание Джокера социумом» - считает эксперт.
Как же так, убийца стал кумиром?
Если смотреть на фильм, как на преувеличенную реальность, если это только история, а не снятый на реальных событиях фильм, то это утрированная реальность, помещенная в комикс. Тогда давайте посмотрим с этой точки зрения.
Что мы видим в самом начале фильма, ничего ещё не зная о персонаже - человека унижают, дразнят и ни во что не ставят, забирая его вещь. Это показывает реальность, в которой мы сейчас живём - так могут поступить с любым человеком, который слишком слаб физически, и истощен морально, чтобы дать ответ.
Дальше мы видим героя, который из-за своего психического отклонения сильно отличается от других людей. Он старается решить эту проблему у специалиста. Но на их встречах скорее хочет быть услышанными, получить простую человеческую поддержку, а уже потом прописанные медикаменты. Когда сообщают, что дальнейшие встречи невозможны в связи с закрытием социальной программы, наш герой как будто теряет все: опору, маленькую зацепку, которая давала ему немного больше смысла существовать. В нашем обществе масса людей, отличающихся по тем или иным признакам, и социальной защиты на них не хватает. Это отображает наше «сейчас», пусть и в утрированном варианте.
Мы видим героя, который находится в поиске самого себя, он хочет реализации своего «Я», он настолько этим обеспокоен, что его идеальная жизнь «нашлась» внутри него - в виде галлюцинаций.
Мы видим героя, который работает на нелюбимой работе. Иронично, что Джокер работает клоуном при психическом расстройстве, одно из проявлений которого - неконтролируемый смех. Но так ли смешно ему на самом деле? Весь мир против него, но даже при этом Джокер принимает оружие от коллеги лишь только как знак заботы о нем. Когда его поставляют и увольняют, он создаёт иллюзию, в которой может жить дальше, так болезненна реальность. Если подвести итог социальной составляющей фильма, это социальное неравенство людей и желание людей быть, жить и просто быть услышанными. Люди не рождаются злыми, они ими становятся. В нашей жизни сейчас очень остро проявляется желание людей быть услышанными (от согласованных митингов до массовых беспорядков, - прим.ред.).
Наш герой ухаживает за пожилой матерью. Вроде как обычное дело, хороший сын. И вдруг он узнает, что у него есть отец. Любой человек, в каком бы он возрасте не был хочет знать, кто его родители. И тут появляется надежда, что отец есть и есть возможность его найти. Многие дети, от которых скрывают кто их родители, реагируют очень болезненно и остро, когда узнают об этом. Но Джокер реагирует не просто слишком эмоционально, его реакция достигает психоза, и в психотическом приступе он убивает свою мать. Ему кажется, что даже самые близкие люди его предали. Он идёт на поиски в надежде, что, хотя бы отец его признает, и его жизнь изменится.
В рассказе мы видим, что герой рассказывает, что в детстве ему нужно было всегда улыбаться, чтобы мама не злилась, чтобы он был всегда весел и радостен. До недавнего времени это и было «причиной» его смеха.
Джокер убивает в метро, и здесь некоторые называют его убийцей. Но можно посмотреть это с другой стороны: человек едет в метро, и своим внешним видом, поведением не угодил нескольким людям, и их количественно больше. У него есть нож или ещё какое-либо средство защиты, чтобы защитить себя. Ответьте себе, вы бы себя не защитили? Лежали бы и позволяли себя бить? Помним, что реальность утрирована. Да, нормальный человек, возможно бы не убил, но чувство самосохранения в любом случае есть у каждого. И никто не знает, как он поступит, пока не окажется в такой ситуации.
В пути поиска отца герой сталкивается ещё с одной горькой правдой, что это не его отец и более того, мать, которую он считал родной, не родная. Что может быть болезненнее узнать, что у тебя нет родителей? Что мать, на самом деле, психически не здоровая женщина, которая в детстве измывалась над нашим героем, что и привело к психическому расстройству. Это сильнейшая боль и удар для человека - узнать такую реальность. Дети - это отражение нашего заложенного в них. Эта ситуация показывает халатную работу социальных служб, а сколько таких детей во всем мире, которым приходится страдать из-за своих родителей? Настоящее взрослого сильно зависит от его семьи, что и как там было. Результат на лицо - даже психически здоровый человек, в таких условиях практически не смог бы вырасти здоровым. Утрированно показано желание мести за свою жизнь - это убийство матери. Мы привыкли, что злость на родителей — это плохо, хотя это часто всплывающая в психотерапии вещь, с которой можно и нужно работать. Когда человек осознает причину его недуга, своей реакции злости, проблему можно решить - ведь после гнева идёт принятие и прощение.
В фильме показывается, как человек нуждается в поддержке его идей от близкого человека, что мы все-таки социальные люди, и нам нужен рядом кто-то кто поддержит, подбодрит. Это показывает созданная реальность в сознании героя, где он получает поддержку, веру в него, все то необходимое, что так нужно. В поиске индивидуальности и расстановке своих границ, мы забываем, как быть вместе, но при этом очень нуждаемся в этом.
Таким образом, в этом утрированном мире затронуты многие социальные проблемы общества в данный момент.
Социальное неравенство, желание людей быть услышанными, проблема воспитания детей, поиск себя и близости с другим, поддержки и признания.
фото: Личный архив
Редакция МУЗХИТ
#Психолог_в_кино
Инстаграм: @pavlovskaia_ek