3 января 2020 19:01 • 14152 • |
В интервью журналу МУЗХИТ музыкальный исполнитель Владимир Калусенко рассказал редакции о том, где берется вдохновение, написании песен и выборе музыкальной профессии.
Владимир, почему все-таки музыкальная профессия, и как вы пришли к жанру шансон?
В.К.: Начнём с того, что именно к музыкальной профессии изначально я не имею никакого отношения. В прошлом я кадровый военный, поэтому музыку воспринимал исключительно как слушатель. Признаюсь, я и на сегодняшний день не знаю нотной грамоты. Освоение гитары начиналось, как и у многих мальчишек в наше время, с трёх аккордов во дворе. Когда впервые услышал песни В.Высоцкого, то был настолько поражён, что детская мечта была определена – хоть немного, но научиться играть на гитаре. И всё это обучение, конечно же, проходило среди дворовых друзей на улице. А когда уже в 1982 году из магнитофонов зазвучали песни А.Розенбаума, а далее в 1984 году песни А.Новикова, то и с жанром для своей души стало всё ясно. Я всегда любил и люблю песню несущую мысль, в которой раскрывается определённый сюжет, отображены чувства, из которой можно что-то для себя извлечь, чему-то научиться, что-то познать. Несомненно, любовь к жанру за многие годы вызвала у меня огромное желание написать, что-то своё. Когда я вышел по выслуге лет на пенсию, и у меня появилось много свободного времени, я стал больше времени уделять творчеству. К тому времени у меня уже были некоторые стихи, наброски песенных текстов и я решил попробовать создавать, и записывать свои песни. А далее началось знакомство в Полтаве с музыкантами, аранжировщиками, работа на студии и т.п. Так, в 2013 году появился первый альбом «Я вас, годы, не боюсь». На сегодняшний день записано пять сольных альбомов. За это время я приобрёл, хоть и небольшой, но определённый опыт, многое узнал от своих новых друзей – музыкантов, кое-чему научился. У вас написано уже 5 альбомов.
Над каким альбомом было работать сложнее?
В.К.: Для меня сложнее всего была иногда техническая студийная работа. Вот, например, альбомы «Мимолётная грусть» 2016 года и «Остановите киноленту» 2018 года записывал дольше, чем предыдущие. В записи этих альбомов принимали участие много музыкантов, так сказать всё сыграно «в живую», без применения каких-либо компьютерных музыкальных звуков. Поэтому, иногда приходилось подстраиваться под музыкантов, так как все работают, не всегда есть время прийти на студию. Например, ударные и бас-гитару записали, а дальше ждёшь, когда будет время у баяниста или трубача, и так каждого. При этом нужно и аранжировать песни. Потом работа звукорежиссёра занимает много времени. Вот альбом «Бродяга», 2014 года я написал и записал на студии буквально за два с половиной месяца. Я на этот альбом получил много хороших отзывов в интернете, но там процесс был простой: написал песню, аранжировщик сделал аранжировку, записал вокал, свели и готово. А когда задействованы музыканты и пишутся полностью все музыкальные инструменты, то это всегда сложнее, но интереснее и познавательнее.
Вы сами пишите песни. Что вдохновило на последние 2 песни?
В.К.: На мой взгляд, всё вдохновение заключается в усердной работе. Если работаешь, то и вдохновение появляется. Оно само просто так не приходит. Должно быть, как минимум, желание творить. У меня были, конечно, случаи, когда песня рождалась очень быстро, полчаса и песня написана, но так бывает очень редко. В основном приходится создать себе условия уединения, как правило, поздно вечером или ночью. Иногда могу размышлять над песней даже на рыбалке, когда не клюёт рыба. Главное, определиться с темой, о чём хочешь писать, а дальше, можно написать за вечер или ночь, а иногда приходится откладывать и ходить с этой мыслью несколько дней, а то и недель, пока не получишь, то что ищешь. Для меня нет определённой системы действий в написании песен. Можно ехать в машине или идти по городу, поймать какую - то мысль или даже строчку, из которой потом создаёшь песню. Вот, например, песня «Остановите киноленту» родилась практически за двадцать минут. Я увидел, как жена, а она учитель, готовила к урокам в школу наглядные пособия с изображением фотоплёнки или киноленты. Я посмотрел на это, и тут же промелькнуло «Остановите киноленту», схватил гитару, пошёл в другую комнату и через полчаса я уже ей продемонстрировал песню. Но, повторюсь, так бывает редко.
С кем из известных людей было бы интересно сделать совместный проект?
В.К.: Особо не задумываюсь над этим вопросом. Я в большей степени считаю себя реалистом, поэтому здесь на вопрос отвечу в обратном порядке: а хотели бы известные люди со мной делать совместный проект? Признаюсь, мне нравится творчество Игоря Слуцкого. Я хотел бы, чтобы он написал музыку на мои стихи. Может когда-то осмелюсь ему что-то предложить.
Артист на все времена?
В.К.: Как получится.
Вы за живой звук или фонограмма иногда допустима?
В.К.: Если говорить о концертном выступлении, то, конечно же, за живой звук. При отсутствии коллектива музыкантов можно исполнять песни и под минусовку, что часто у артистов и происходит, так как полностью «живое» музыкальное сопровождение — это не простая работа и не все артисты могут себе это позволить. Я здесь не говорю об известных и достаточно профессиональных артистах. Но, просто перед слушателем открывать рот и кривляться под фонограмму считаю неприличным со стороны артиста. Это при съемках клипа, или какого-то музыкально-песенного видеосюжета понятное дело, но перед слушателями нужно петь. Как ты споёшь или сыграешь, это уже другой вопрос.
Бывает творческий кризис? Как на ваш взгляд его преодолевать?
В.К.: Я творчеством занимаюсь не так давно, поэтому не испытывал серьёзного кризиса. По себе скажу так: есть время и желание, погружаюсь в творческую работу. Иногда бывает, что туго идёт. Крутится тема в голове, а подходящее для меня что-то не приходит. Бывает, что злюсь, нет настроения, но всё равно стараюсь довести до конца то, что задумал. Я думаю, что весь кризис от безделья или от серьёзных перемен и событий в жизни. Главное – преодолеть лень. А если есть интерес к какому-то делу, то нужно работать, оттачивать навыки, проявлять упорство и тогда всё получится.
На ваш взгляд, чего сегодня не хватает на эстраде?
В.К.: Песен, несущих мысль, песен, которые заставляют сопереживать, думать. Преобладающая тема песен — это любовь. Это хорошо и это нужно, но их так много и в основном они, на мой взгляд, просты и банальны. В песне собраны все ласкательные прилагательные по отношению к женщине и повторяются они на протяжении всей песни. Нет сюжета, не отображается проблема, не раскрываются чувства. Встречаются, конечно же, хорошие и красивые песни на эстраде, но очень мало.
Клипмейкер, с которым было бы интересно поработать?
В.К.: Не знаю. Не задавался целью поиска клипмейкера. Хотелось бы профессионально снять клип, но это по возможности в будущем.
Было бы интересно попробовать себя в написании песни к фильму?
В.К.: Да. Несомненно. Тем более, когда есть готовый сюжет, то почему бы не писать. Считаю это интересной работой. Если бы у меня появилась такая возможность, то с удовольствием попробовал бы.
Концертная площадка вашей мечты?
В.К.: Я не строю себе иллюзий по этому поводу. Мне ещё многому нужно поучиться, а время стремительно летит вперёд. Поэтому, считаю для себя приемлемой ту площадку, на которую меня могут пригласить.
Как вы относитесь к музыкантам без профессионального вокального образования? Насколько это важно сегодня в творчестве?
В.К.: Да я ведь и сам без профессионального вокального образования и не считаю себя певцом или вокалистом. Я чужих песен не порчу, исполняю только то, что сам написал. Важно это или нет, однозначно не скажешь. Есть же и талантливые вокалисты от природы. Здесь, скорее всего важным будет являться, какое произведение, какого жанра и на каком уровне исполнять. Я думаю, если человек может красиво донести музыкальное произведение до слушателя, не имея вокального образования, то пусть доносит, это нормально. Ведь в музыке жанры разные, песни разные, соответственно и вокальная подача может быть разной. Важно иметь слух и чувствовать гармонию. Но, если уже серьёзно и профессионально заниматься вокальным исполнением на должном уровне, то вокалом не мешало бы и позаниматься.
Какой самый лучший совет вы получали?
В.К.: Здесь трудно сказать. Смотря в чём.
Интересно было бы попробовать себя вне творчества?
В.К.: Я ведь не только занимаюсь творчеством. Ранее я служил офицером в Вооружённых Силах, в органах военной юстиции, сейчас время от времени занимаюсь юридической практикой. Вообще, считаю себя разносторонним человеком. Люблю даже иногда готовить, где проявляю так же частицу творчества, предпочитаю кавказскую кухню. Так что, песенное творчество это у меня как хобби, а вне творчества я давно себя попробовал.
Какие ближайшие творческие планы?
В.К.: Продолжать писать песни, через них делиться своими мыслями и своим видением жизни, и стараться доносить их до слушателя.